Ефимова Светлана
Народное творчество в развитии игрового творчества детей
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детский сад № 75 Московского района Санкт-Петербурга.
Консультация для педагогов
«Народное творчество в развитии игрового творчества детей»
Подготовила:
Воспитатель Ефимова С. И.
Народное творчество в развитии игрового творчества детей.
Темочки:
Народное творчество, как проявление творчества народа близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа).
Народное творчество позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказка, игра, музыка и др. Таким образом, «у ребенка складываются и развиваются одновременно и во взаимодействии две главные человеческие способности - созидание и усвоение» (М. С. Каган).
В системе гуманитарно-экологического образования дошкольника мы определили наиболее эффективные, на наш взгляд, методы использования народного творчества.
1. Каждодневное звучание пословиц, поговорок и т. п. из уст воспитателей в разных педагогических ситуациях.
2. Включение разных жанров народного творчества в цикл экологических мероприятий.
З. Сопровождение занятий (по краеведению, развитию речи, изобразительной и музыкальной деятельности, физической культуре) народным творчеством природоведческого содержания.
4. Специальные занятия.
Как показал опыт, для таких занятий необходима особая предметно-пространственная среда. Она была создана в «Уголке русского быта», где среди старинных предметов, мебели, игрушек, народных инструментов фольклор звучит особенно ярко, задушевно. Печка, сундук «со сказками» и интересными вещами, ларец «с загадками», колыбелька с младенцем «оживают» на занятиях, создают своеобразный диалог между прошлым и настоящим. В этом уголке проводятся народные игры, исполняются фольклорные песни, инсценируются сказки.
Занятия по народному творчеству в уютной, по-домашнему милой горенке, - это встречи с бабушкой Варварушкой, дедушкой Егором и домовым Нафаней. Кукольные персонажи воспринимаются детьми, особенно младшего возраста, как полноправные участники действия. Постоянно меняющееся место обитания Нафани (печь, сундук, буфет) вызывает радость от поиска и неожиданности его появления.
Занятия построены в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля; комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом. Они обеспечивают непринужденное освоение традиций общения в семье, отношения к гостям, пришедшим в дом, культуры праздничного стола, вручения подарка и т. п.
Один раз в неделю занятия проводит педагог, беря на себя, то роль хозяйки - бабушки Варварушки, то роль хозяина - деда Егора и действуя соответствующими куклами. Иногда он становится сказочником.
Занятия по народному творчеству отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей группы.
Темы занятий определены в соответствии с сезонностью, основными датами земледельческого календаря, содержанием программы экологического образования.
Одной из привлекательных форм приобщения к народному творчеству является народный театр, в котором соединены различные виды искусства или их элементы, традиции и импровизация, сатира, комизм.
Спектакли детского фольклорно-экологического театра опираются на традиционно детский материал - сказки, потешки, заклички, загадки, дразнилки, песни, игры с пением, игры-хороводы и др. Сложилась система работы со сказкой, которая включает: эмоциональный пересказ, игру-беседу, игру-драматизацию.
В игре-беседе происходит «выход» к детям отдельных героев сказки. Дети воспринимают их как живых, сопереживают, спорят с ними и т. д.
Игра-драматизация- неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, позволяющая ребенку психологически сблизиться с героями сказки, пережить их счастье и беду. Предпочтение отдается народным сказкам экологической направленности, в которых, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов; описываются национальные культурные традиции и праздники.
В работе детского фольклорно-экологического театра используются сказки с несложным сюжетом и небольшим объемом текста, что позволяет детям выбрать роль по душе и предоставляет возможность импровизации на знакомом фольклорном материале. Органично вплетаются в канву сказки и преображают ее детские дразнилки (своеобразные юмористические характеристики героев, потешки, заклички, небылицы.
Особое место в играх-драматизациях отводится народной музыке - это календарные обрядовые песни, хороводы и игры с пением.
На специальных занятиях по народному творчеству дети знакомятся с культурой, традициями народов нашей страны и ближнего зарубежья.
В спектакле «Волчья песня», созданном по мотивам одноименной украинской народной сказки, дети с большим увлечением «колдуют», забывая об условности происходящего действия, каждый раз привносят новое в сценарий игры-драматизации: Простой сюжет сказки дает возможность импровизации, что делает сценическое действо интересным, живым и неутомительным.
Дети любят сочинять сказки или создавать их по «готовой модели», то есть известный сюжет получает новую интерпретацию.
Таким образом, игры-драматизации на материале народного творчества позволяют реализовать творческую индивидуальность, эстетическое отношение к миру природы и человеку в ней, приобщают не только к этнокультуре, но и к культуре экологической, вводят в мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Используемая литература:
Асеева Е. Малыши в мире творчества.
Артемова Л. В. Театрализованные игры.
Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.
Паршукова Г. В Сказочной стране.
Рогожникова М. Театрализованная сказка.