Ольга Павлова
Народная сказка и ее роль в формировании национального самопознания личности
▼ Скачать + Заказать документы
Народная сказка и ее роль в формировании национального самопознания личности
Все мы когда-то были детьми и все без исключения любили сказки. Ведь в мире сказок есть особенный и необыкновенный стиль, наполненный нашими мечтами и фантазиями. Без сказок даже реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным.
Публикация «Народная сказка и ее роль в формировании национального самопознания личности» размещена в разделах
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Русская народная сказка — это неоценимая помощница в формировании языковых и речевых навыков ребёнка. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того где находимся мы сами.
Сказка учит жить. Без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно - образовательной работы с детьми.
Умное, доброе, правильное, высоконравственное, заложенное в сказках помогает воспитать в наших детях самые лучшие человеческие качества. Сказка учит жизненным премудростям. И эти ценности вечные, из них складывается то, что и называем мы – духовная культура.
Сказки дают возможность расширить словарный запас по любой теме (будь то сказки о животных, бытовые или волшебные). Традиционные русские повторы, особая мелодичность, редкие “забытые” нами слова, пословицы и поговорки, чем так богата русская речь: всё это позволяет сделать сказку доступной, понятной для детского сознания, помогает легко и быстро запомнить её. А всё это развивает фантазию детей, учит их красивой и складной речи. (Как знать, может те сказки, которые они начинают придумывать вслед русским народным сказкам, тоже когда-то войдут в сокровищницу языка)
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет, и не может быть в окружающем мире.
Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства.
Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с разными одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка к эмпатии, сопереживанию. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей, часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле.
Примером правильного половозрастного выбора может быть рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». Милая сказка полезна и интересна девочкам в 3 – 4 года. Красивая, послушная, кроткая – все эти качества необходимы для развития в девочке женственности. Наказанием за непослушание и своеволие является встреча с волком и все неприятности, которые случились с бабушкой из-за того, что Красная Шапочка не послушала Маму.
Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.
Сказка - это сильнейшее педагогическое средство и любимый детворовый жанр устного народного творчества. Она значительная область художественной педагогики, уходящей своими истоками ещё в доисторические времена.
Была бы сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и фантастические события, герои которых - знакомые незнакомцы. Это известные детям животные, наделённые чертами и характером человека, растения, приобретающие невиданные качества, люди, совершающие необычные подвиги и поступки и в тоже время все персонажи Трудно найти другое такое качество словесного воздействия на ребёнка, с которым сказок были хорошо знакомые детям, многие из них живут рядом. Сказки развивают и воспитывают ребёнка, но такое воспитание воспринимается им с удовольствием, так как сказки увлекают в мир фантастики.
Сказки входят в жизнь ребёнка с момента, как он обретает способность понимать речь. Грустные и весёлые, страшные и добрые, они знакомят детей с огромным миром, с первыми представлениями о добре и зле, справедливости и порядке и становятся любимой забавой.
Несмотря на то, что в сказках, как и в жизни, много предательства, зла, зависти, всё же торжествует всегда добро и справедливость, а зло наказывается. Положительные сказочные герои в борьбе с врагами пользуются различными волшебными предметами, в борьбе со злом им помогают птицы, животные, рыбы и даже сама природа. Тем самым сказки внушают уверенность в торжестве правды и добра. Иными словами, можно сказать, что сказки являются важнейшими словесными средствами умственного и нравственного воспитания.
Сказки обогащают морально-нравственным содержанием, настраивают детей на труд, на его красоту, развивают их эстетические качества. Складывающиеся каноны этноэстетики учат подрастающую молодёжь целеустремлённо идти к поставленной цели, накапливать жизненный опыт. Опираясь на прежние достижения, традиции учат реализовать своё духовное богатство, эстетическое отношение не только к окружающим людям, но и природе.
Сказка несёт в себе положительный эмоциональный заряд, пробуждая у слушателей, целую гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность и тут же ужас, жалость, горе.
Педагог должен акцентировать внимание школьников на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других. Необходимо подтвердив это примерами из сказок. Для того чтобы чего-то достичь, нужно хорошо потрудиться. Относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие. Помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут. Нужно уметь делиться тем, что у тебя есть. Любое дело легче делать сообща, чем одному. Только хорошее поведение и дела помогают найти настоящих и верных друзей
Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным в течении столетий проверенным народом. По мнению Г. Н. Волкова «дети и сказка не разделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого народа»
Главная задача любой сказки - развитие самосознания и построение высоких уровней взаимодействия между субъектами. Так ли это на самом деле, рассмотрим на примерах:
Во-первых, сказка всегда, во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя или читателя (обычно ребенка) с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но - в первую очередь - его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К. Г. Юнг и его последователи.
Во-вторых, все отдельные функции сказок в конечном итоге направлены к одной цели - помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности.
В-третьих, нацеленность сказок на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница,., а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - это далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность. Дети и сказки - неразлучны, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость их использования в педагогической работе. В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказках за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения.
В. Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны конкретные образы, краски, звуки. Н. А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет своё отношение к жизни, к современности. Он стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию. Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко ценил народные сказки. Педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоничное сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По мнению педагога, эта задача может быть успешно решена, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Сказки как прием убеждения широко использовал в своей педагогической деятельности и выдающийся чувашский педагог И. Я. Яковлев. Многие его сказки составлены по образцу бытовых сказок, носят характер этических бесед, т. е. выступают как средство убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок он усовещает детей на объективные условия жизни, а чаще всего на естественные последствия дурных поступков детей; уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения. Познавательную и воспитательную роль сказок очень широко показал в своих работах Г. Н. Волков. По мнению ученого-педагога, в сказках отражены лучшие черты народа : трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и Родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Отражая жизнь народа и его лучшие черты, сказки обладают такой важной характерной особенностью как народность. Следующую важную особенность сказок выделяет Г. Н. Волков - оптимизм. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств. Во всех сказках на смену страданиям положительного героя приходит радость, причем эта радость - результат совместных усилий. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказку весьма эффективным педагогически средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми. В герое ярко показываются те черты характера, которые сближают его с национальным характером народа : отвага, трудолюбие, остроумие и т. д. Образность дополняется забавностью сказок. В народной сказке - не только яркие и живые образы, но и тонкий и весё лый юмор: «Про белого бычка»
Роль сказки в оптимизации общения между детьми заключается в следующем:
- развитие интереса у ребят к объектам и явлениям окружающего мира;
- обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям окружающих и желание оказать им посильную помощь;
- возникновение у дошкольников под воздействием благополучного конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается на развитии доброжелательных отношений между ними;
- содействию усвоению детьми речевого этикета;
- формирование у детей нравственных оценок с позиции добра, справедливости.
Наиболее эффективным путём использования сказки является её драматизация. В играх-драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков.
Сказка и сегодня нужна нам. Она не только забавляет и развлекает, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и дерзость воображения. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу - как никогда прежде.
В работе «О народных сказках» В. Г. Белинский говорил о необходимости шире применять их в воспитании, ибо в доступной форме они знакомят детей с жизнью животных, людей, народной мудростью, с моральными представлениями народа. Небольшие сюжетные произведения дают маленькому слушателю полезную информацию о растениях и природных явлениях, объясняя суть многих вещей в природе и обществе. Бесхитростные истории о животных легко запоминаются и воспроизводятся детьми, дают им простые, но жизненно важные представления о мире. Доставляя эстетическое наслаждение, сказки приучают мыслить, обобщать, проводить сравнения. Развивается речь, образное и логическое мышление, умение кратко, ёмко и красиво выражать мысль.
Таким образом, через сказки ребёнок получает не только знания о мире, о взаимоотношении людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций. .
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка». Мудрость восхваляется в сказке «Мужик и медведь».
Народная сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не ленись», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к сказке.
Благодаря прочтению сказок неосознанно формируются и закрепляются многие личностные черты, такие как:
•внимательность;
•послушание;
•пунктуальность;
•доброта;
•отзывчивость;
•ответственность;
•многие другие.
На формирование личности человека оказывает влияние множество факторов, но на ранних стадиях развития этим фактором, как правило, является сказка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сказки действительно играют очень большую роль в формировании личностных черт. Читая, книги ребенку с детства, родители неосознанно приобщают ребенка к уже будущей жизни, закладывают в них важнейшие качества личности.