Маргарита Соломахина
Народная педагогика и ее воспитательное значение
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях развития общества высока ставка на традиционную культуру воспитания, так как народные традиции воспитания практически являются средством национального возрождения. Обобщая опыт прошлого, в наши дни необходимо учитывать национальную психологию в совершенствовании жизни и деятельности людей, в развитии гармоничных отношений в обществе, помнить, что в качестве отличительных характеристик этноса выступают язык, ценности и нормы, религия, национальный характер, народное искусство и воспитание.
Публикация «Народная педагогика и ее воспитательное значение» размещена в разделах
На сегодняшний день все больше возрастает интерес к народной педагогике, к ее воспитательным традициям и обычаям. В большинстве национальных школ- гимназий активно внедряются лучшие традиции народной педагогики, возрождаются забытые прогрессивные обычаи прошлого. В школах и детских дошкольных учреждениях проводиться значительная работа по воспитанию детей на гуманистических традициях народной педагогики. Большое практическое значение приобретает проблема нравственного воспитания подростков на традициях народной педагогики, так как продолжается тенденция падения нравственности в нашей стране и неготовность подростков реализовать имеющиеся личностные, творческие и другие возможности.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,- писал он - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». [1] Г. Н. Волков впервые в педагогической литературе применил термин «этнопедагогика», определив ее как науку «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации». [2]
Народную педагогику в целом можно представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания.
Народная педагогика имеет ярко выраженную социальную направленность, так как показывает связь индивида и общества, преемственность поколений. В этой связи мы определяем социализирующее значение народной педагогики, заключающееся в следующем:
- развитие народной культуры создает условия развития личности человека;
- личность выступает в качестве субъекта культурно- исторического наследия;
- личность в народной культуре развивается тем больше, чем большего деятельность в этом направлении, тем большее значение приобретает его культурное наследие.
Основными принципами воспитания в народной педагогике являются : гуманизм, учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей («Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается», «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, а не вдоль»).
Лучшие прогрессивные идеи и традиции народной педагогики, выработанные и развивающиеся в условиях борьбы, не потеряли своего значения. Сегодня они также служат целями современного воспитания в семье, дошкольных учреждениях и школе.
Примечания
1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2, Вопросы обучения. М. ,1954.735с.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. Пособие для студентов. М. ,1999.168с.