Журавель Елена
Народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС II поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. В большой степени оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых занимают вопросы нравственного воспитания. Очень актуально последнее время нравственное воспитание через приобщение к национальной культуре. Оно нашло свое отражение в увлекательном подходе к народным праздникам. Благодаря постановкам спектаклей и театрализованных игр жизнь воспитанников становится интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Педагогические работники ставят перед собой задачу формирования разносторонней личности, которая может усвоить элементарные нормы нравственного поведения. Эту задачу можно решить при обращении к идеям народной педагогики, которые копились веками и нашли свое отражение в народном творчестве.
Публикация «Народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Народное творчество включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, народные праздники, разные обряды, фольклор, изобразительное и декоративно - прикладное искусство, игры,танцы.
В нашем детском саду педагоги стараются познакомить ребенка с миром традиционной культуры малой Родины, через ближайшее окружение. Большую роль в нравственном воспитании детей играет изучение истории родного края. Устраиваются пешие прогулки по улицам поселка, слушая историю возникновения дети окунаются в увлекательный мир прошедшего столетия. При посещении районного краеведческого музея узнают особенности архитектуры поселка, знакомятся с историей и бытом русского народа, сравнивают старинные экспонаты с предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня.
Важную роль в нравственном воспитании детей играет мини - музей детского сада, в котором собраны разные исторические экспонаты.
Воспитывать нравственные качества нужно с младшего возраста. Именно в это время можно заложить основы будущего культурного человека. Малыши с удовольствием слушают художественные произведения, принимают участие в мероприятиях, направленные на воспитание любви и уважения между поколениями. Старшие дошкольники уже составляют свою родословную. Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре может быть особенно действенным при взаимодействии семьи и дошкольного учреждения через знакомство с произведениями фольклора и их исполнение, участие в традиционных праздниках, где используются различные фольклорные жанры, обычаи и традиции.
Дети всех возрастов любят сказки, не только слушать, но и инсценировать. Так же особую роль занимают небылицы, потешки, считалки, загадки и скороговорки. Огромный интерес у дошкольников вызывает музыкальный фольклор. На занятиях дети играют на музыкальных инструментах, исполняют народные песни и танцы.
О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, народные традиции в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности.