Наталья Аничкина
Народная кукла-оберег как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы.
На научно-теоретическом уровне актуальность опыта обусловлена важностью аспектов патриотического воспитания на основе народной педагогики. Ведь сила народной педагогики состоит в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.
Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и
технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.
Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Также актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально– педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Приобщение детей играть с тряпичной народной куклой-оберегом.
Задачи:
• знакомить детей дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол-оберегов, их смыслового значения для людей;
• формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
• обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле-обереге, о способах ее изготовления и использования в современном мире;
• развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;
• развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);
• развивать эстетический вкус и творчество детей;
• воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;
• воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;
• воспитывать гуманные чувства, формировать положительные взаимоотношения в коллективе.
• использовать труд в природе для формирования у детей начал материалистического мировоззрения.
• воспитывать бережное отношение к результатам труда, приучать детей экономно расходовать материалы.
• обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы: «Традиционная тряпичная кукла» Шайдуровой Н. В. СПб., «Детство –ПРЕСС», 2012 г. и «Кукольный сундучок» Берстневой Е. В., Догаевой Н. В. М. 2012 г.
Эти книги доступны для широкого круга читателей, содержание пронизано любовью к русскому промыслу, иллюстрированы удивительными произведениями живописи, устным народным творчеством. Эти книги ценнейший познавательный материал для читающего.
Результаты работы с детьми по теме самообразования:
• сформированность у детей общих представлений о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
• обобщение и систематизация представлений детей о народной тряпичной кукле-обереге, о способах ее изготовления и использования в современном мире.
Результаты для педагога и родителей воспитанников:
повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Работая с детьми моей группы, мною была поставлена цель: познакомить детей с народной тряпичной куклой-оберегом.
В силу детского возраста и своего недостаточного опыта, начинала с простого. Использовала игровую мотивацию, вместе с детьми.
В рамках специально организованной деятельности мои воспитанники :
Узнали что такое русская изба: ее предметы быта, особенности интерьера;
Получили первые знания о тряпичной старинной кукле;
Познакомились с традициями: гостеприимства, уважения к старшим, отношения к игрушке;
Научились исполнять новые колыбельные песенки для кукол;
Узнали мудрые сказки про тряпичных кукол;
Дети любят играть в сюжетно ролевые игры, особенно в «Дочки- матери». Внесение тряпичных кукол в игровую зону способствовало тому, что дети, особенно девочки, старались постоянно находиться в зоне «Семьи». Им очень нравились большие пеленашки, которые мы сделали: они их катали в коляске, пеленами, лечили.
Перспективный план по теме самообразования составлен и реализован успешно.
Личный теоретический и практический уровень повысился и уже сама, изготовив более десяти видов кукол, могла обучать не только детей, но давать мастер – классы для взрослых.
В настоящее время есть немало оценочных инструментариев, помогающих оценить результат работы по приобщению к русской народной культуре. Некоторые из них я использовала. Это методики «Что сначала, что потом?» «Разложи правильно» (с использованием картинок, беседы и тесты «Расскажи, как жили люди в старину?» и другие. Интервьюировали детей и по выбранной проблеме. Дети без труда отвечали на вопросы:
Как превратить разноцветные лоскутки в куклу?
Какой материал можно использовать для волос, для набивки?
Какие ткани используют для изготовления куклы-оберега?
Каким способом выполняется кукла-оберег?
Какую куклу называют народной?
Кто выполняет народную куклу?
Кроме этого, в процессе работы по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой, заметила у детей :
Активизацию внимания к народной игрушке – кукле и другим старинным промыслам,
Устойчивость и широту знаний о культуре России и родного края, проявление интереса и желания больше узнать о православной культуре,
Возросший интерес к нравственным вопросам и, как следствие, возросшее понимание моральных норм и правил поведения,
Проявления отношения к прекрасному, умение жить и понимать по законам красоты (в искусстве, в быту, в отношениях,
Дети овладели устным народным творчеством, демонстрировали знание пословиц, поговорок. Высказывания стали образными и эмоциональными.
В перспективе планирую продолжать эту работу т. к. считаю, что эта работа может быть организована на более качественном уровне.
В течение года активно сотрудничала с педагогами ДОУ, обмениваясь опытом и идеями.
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
В результате изучения темы сделала следующие выводы, что данное направление работы по теме самообразования должно осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей. Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.
Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.