Департамент труда и социальной защиты
Наладить общение детей и родителей помогают в особых семейных центрах столицы
▼ Скачать + Заказать документы
Договориться с ребёнком может быть непросто. А выстраивать гармоничное общение с особыми детьми - задача ещё сложнее. Некоторым из них тяжело выражать мысли, желания и эмоции, подбирать нужные слова. Специалисты особых семейных центров рассказали, как родителям наладить коммуникацию с детьми.
Публикация «Наладить общение детей и родителей помогают в особых семейных центрах столицы» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Когда ребёнок просит покормить его с ложечки или завязать шнурок – это потребность или требование? А когда плачет из-за того, что ему не дали поиграть с кошкой вместо того, чтобы укладываться спать? Очень важно понимать процессы, происходящие с сыном или дочерью, различать потребности и требования. «Узнать своего ребёнка и его нужды в каждый момент времени – это и есть родительский вызов. Можно соблюдать дисциплину и без ссоры. Существуют методы, позволяющие работать этому механизму», – объясняет психолог особого семейного центра «Дом Детей» Марина Мандур.
Сначала необходимо завладеть вниманием ребёнка: обязательно повернитесь к нему, смотрите в глаза, прикоснитесь. Затем коротко обсудите, чем сын или дочь сейчас заняты. Убедившись, что ребенок готов выслушать, можете начинать разговор о вашей просьбе. Вопросительный стиль общения совершенно не подходит для отношений с особыми детьми. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Покажите, что понимаете ситуацию ребенка, обозначьте его чувства: «Ты обиделся? Я прав?» После каждой фразы нужно помолчать, выдержать паузу, чтобы дать время на размышления.
При выходе на прогулку, решение о которой принято родителем, не нужно задавать вопрос: «Ну что, пойдем гулять?» Вместо этого лучше сказать: «Выходим гулять». В начале обеда, когда на столе уже стоит суп, не спрашивать: «Ты будешь суп?»
Взрослый своими действиями должен компенсировать поведение своего ребенка. Например, мама и папа должны следить, когда пора идти домой с прогулки. Если уставший ребёнок подрался с приятелем, то ответственность за ситуацию ложится именно на родителей. Когда дети не могут удержать себя в руках, им особенно нужна помощь взрослых: теплые объятия, спокойствие и понимание.
«Важно давать детям возможность для развития. Познавательная активность, стремление быть хорошим, добрые намерения – все это уже есть в каждом ребёнке. Необходимо создать пространство и условия всему проявиться. Если же возникают какие-либо трудности, специалисты особых семейных центров готовы прийти на помощь. Кроме того, нужно формировать близкий круг общения, который даст детям некий безопасный мир, где им сочувствуют, разделяют чувства и эмоции», – заключает психолог Марина Мандур.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.