Яровая Мария
Наказание в отношении ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дети имеют маленький жизненный опыт и поэтому часто совершают ошибки. Задача взрослого научить ребенка социально приемлемым моделям поведения, научить его различать, что такое хорошо и что такое плохо. Из этого следует, что детей нужно хвалить за хорошие поступки и время от времени ругать за плохие, а иногда и наказывать. Но иногда замечание или наказание переходит в унижение для ребенка и наносит ему вред, хотя цель была научить.
Публикация «Наказание в отношении ребенка» размещена в разделах
Так как же понять какое наказание превращается в насилие и где проходит черта между правильным, наказанием травмирующим?
Надо понимать, действительно ли ребенок совершил серьезный проступок, который может нанести вред ему или окружающим. В этом случае важно ему дать понять, что за такие поступки он будет нести ответственность. Ребенку надо объяснить, что это как у взрослых, и если мы нарушим закон, то тоже будем наказаны. И ему тоже придется отвечать за то, что он совершил: подрался, сломал что-то и конечно исправить то, что он сделал. Можно даже придумать правило «Кто ломает тот и чинит, кто теряет - покупает».
Но как часто бывает, так что родители наказывают ребенка по причине собственного бессилия. Когда они эмоционально истощены и ограничены во времени и после резкого замечания ребенок не отреагировал и продолжает баловство или закатывает истерику, не все могут найти в себе силы и спокойно пояснить причину запрета или переключить внимание ребенка на другую деятельность. Некоторые выбирают наказать ребенка за непослушание, не разбираясь в причинах его поведения, иногда применяется сила для демонстрации своей власти. Чаще всего родителей применяющих силу в отношении своих детей наказывали физически их родители, и они переносят модель «воспитания», полученную от родителей, на собственных детей.
«Но если к нам применяли силу и мы выросли порядочными людьми»- возмутятся родители, почему родительское насилие так опасно? Потому что человеку необходимо место, где он может чувствовать себя в безопасности и это место дом. Родители — самые близкие люди, которым мы доверяем. Дети — существа, за которых родители в ответе, они беззащитны и зависят от них. И когда родитель бьет ребенка, он разрушает его ощущение опоры в жизни, подрывает чувство безопасности.
Телесные наказания способствуют росту агрессии детей, ребенок повторяет поведение значимого взрослого, так как не знает как еще можно себя вести. Еще взрослая жестокость замедляет интеллектуальное развитие ребенка, ведь теряя ощущение безопасности, ребенок находится в стрессе, а в стрессе мозг не развивается.
Но ситуации в жизни бывают разные, и если родитель сорвался и «шлепнул» ребенка, но потом осознал ошибку и извинился. То ребенок поймет, что родитель огорчился из за его поведения, но форма замечания была неправильная и что проявлять агрессию это не приемлемый способ выражения эмоций и главное никто не имеет права «шлепать» другого человека. В этот момент к ребенку возвращается чувство безопасности и собственное достоинство.
Чтобы ребенок слушался нужно приложить усилия и заработать авторитет в глазах ребенка не бездумным наказанием вызывающим страх, а разумным терпением и пояснением причин и последствий поступков. Тогда дети будут понимать, когда они совершили плохой поступок и просить прощение. Но главное это последовательность в требованиях к поведению ребенка и если вы выстроили «границы дозволенного», то проступок ребенка не должен быть незамеченным и требования не должны меняться изо дня в день и обязательно должны поддерживаться всеми членами семьи. Но важно помнить, что ответственность за ребенка несут родители и нам нельзя попустительски относиться к воспитанию ребенка, ведь он еще не знает как правильно и допустимо себя вести. Задача взрослого объяснить как можно и как нельзя себя вести, а так же проконтролировать выполняются ли нормы поведения и в случае проступков принять меры.
Прежде всего, мы должны относиться к ребенку с уважением, и тогда уважение будет для него нормой. И если кто-то другой унизит его достоинство, ребенок как минимум будет удивлен и расскажет вам, а вы подскажите ему как действовать в данной ситуации не оставив его наедине с проблемой. Этим вы удовлетворите одну из основных потребностей ребенка в защищенности и безопасности.