Барматина Ольга Валентиновна
Наглядность. Её использование в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядность. Её использование в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
Современная школа требует от ребёнка высокого уровня умственного и речевого развития. Поэтому для ребёнка - дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе.
Цель коррекционно - развивающей работы учителя- логопеда – создание условий для саморазвития и успешной социальной адаптации каждого ребёнка с речевой патологией через предупреждение, устранение недостатков развития речи и его подготовку к школьному обучению. Поиск эффективных методик коррекционного воздействия на речь детей всегда остаётся актуальным для учителя- логопеда. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР является использование наглядных средств обучения.
Публикация «Наглядность, Её использование в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
У большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов речевой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Ис Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного пособия вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
"Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти
словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите
двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский
Наглядность – важнейший принцип обучения, фундамент для всестороннего развития личности. Значение наглядности видят сейчас в том, что она :
• мобилизует психическую активность ребёнка
• расширяет объём усвояемого материала
• снижает утомление
• тренирует творческое воображение
• облегчает весь процесс коррекционно-развивающего обучения
В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т. п.) и их изображения,но и на их модели.
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ
служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;
является средством обучения, обеспечивающим оптимальное
усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;
образует фундамент развития творческого воображения и мышления;
является критерием достоверности приобретаемых знаний;
соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями;
мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.
Правила использования наглядности
Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту.
Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый объект.
Нельзя игнорировать даже самые простые, устаревшие пособия, если они дают положительный результат.
При использовании наглядных пособий должно соблюдаться чувство меры, т. к. большое количество наглядности по конкретному материалу ведёт к рассеиванию внимания и усвоение материала будет затруднено.
Демонстрировать наглядные пособия следует постепенно и только тогда, когда они необходимы по ходу изложения материала.
С целью концентрации внимания детей необходимо руководить их наблюдениями, детально продумывать пояснения.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Основная форма проведения НОД – игровая.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку. Ведущей в коррекционном уголке может быть мягкая игрушка. Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, ленточки, зажимы и т. д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные.
На организационных моментах детям нравится передавать своё настроение с помощью «волшебного» цветка, который светится, когда они держат его в руках,а в конце занятия с нетерпением ждут жука Жужжу (массажёр на батарейках,который гладит их по голове и спинкам за их активное участие на занятиях и за отличные способности.
Во время проведения артикуляционной гимнастики мы используем объёмную игрушку лягушку Кваку. У неё яркий подвижный язык,с помощью которого легко объяснить малышам упражнения. Также используются картинки с изображением язычка с речевым сопровождением и модели показа артикуляционных упражнений.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью используются различные игры и упражнения с предметами, игрушками–заместителями, с природным и бросовым материалом, предметами хозяйственно–бытового назначения. Для формирования и развития у детей точных движений пальцев рук, мускулатуры кистей, зрительно–пространственной памяти, логики я использую игры с мягкими конструкторами и пособиями по шнуровке. При манипулировании с прищепками ребенок пользуется большим и указательным пальцами, которые в последствии отвечают за навык письма. Поэтому игры с прищепками направлены на развитие этих пальцев и формирование первоначальных графомоторных навыков, т. к. при нажатии на прищепку ребенок совершает мышечные усилия, которые очень сходны с усилиями, направленными на удержание ручки. Игры с решетками, с пуговицами, шариками, бусами направлены на развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений.
Можно использовать специальные пособия в виде панно из ткани различной фактуры с объёмной вышивкой. Ткань натянута на твёрдую основу. Вышивка позволяет ребёнку тактильно ощущать пальчиками направление рисунка, помогает прокатывать шарик по дорожкам.
Необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев,используя для этого «сухой бассейн». Для его создания небольшую глубокую миску нужно заполнить промытым и просушенным горохом или фасолью. Мы сделали «сухой бассейн» в виде гусеницы. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются,пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, наиболее ограниченной для ребёнка формой передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействия с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Логопедическая работа по формированию фонематического строя речи начинается с формирования неречевого звукоразличения, слухового внимания и восприятия. Для этого используются такие наглядные средства, как музыкальные игрушки.
Овладение правильным произношением звуков является одним из очень важных звеньев становления речи ребёнка. Нарушения звукопроизношения являются самыми распространёнными недостатками у детей с ТНР. Существуют различные наглядные пособия на автоматизацию и дифференциацию звуков. вот интересное пособие –черепаха с пластмассовым панцирем,на котором можно располоржить букву и предметные картинки,имеющие в названии звук,который она обозначает. При правильном назывании слова,черепаха поёт. Можно применить картонную цветную бумагу,на которой расположены предметные картинки. Можно,вообще,создать сюжет. Вот,например,наглядное пособие «Волшебная полянка».Оно многофункционально. Представлена в виде сказочных персонажей,у которых есть задания.
У детей с ТНР наряду с неправильным звукопроизношением нарушена слоговая структура слова. На её развитие можно использовать различные наглядные пособия в таких играх,как «Гном –кладоискатель», «Карлсон в гостях у малыша», «Русалочка собирает жемчужины»,где учатся произносить слова разной звуко-слоговой структуры.
Параллельно с коррекцией звукопроизношения и изучением звука ведётся работа над звуко-слоговым анализом и синтезом слов. Такие задания применяются при обучении грамоте. Вот,например,наглядное пособие,где нужно определить слово по первым звукам и составить его из букв.
Изучая буквы в НОД по обучению грамоте ребёнок воздействует на зрительно-тактильный каналы восприятия. Знакомство с буквами в процессе занимательных упражнений,с использованием наглядного пособия в виде связанных букв из шерсти,внутри которых толстая проволока с поролоном,позволяет детям более быстро и эффективно их усвоить. Упражнения побуждают детей к творчеству, вызывают желание конструировать свои варианты букв. Игры с пальчиками активизируют работу мозга, повышают мышечный тонус. Задание построить букву радует ребенка, оживляет его. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, мелкой моторики, речи, конструктивного праксиса.
Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя ее, можно добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения является использование наглядного моделирования.
Наглядное моделирование –это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта,создание его заместителя и работа с ним.
Использование в работе метода наглядного моделирования, позволило нам сделать процесс формирования фонематического восприятия и развития звуко-буквенного анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи интереснее и эффективнее. Методика наглядного моделирования обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которым поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях. Наглядное моделирование способствует устранению недостатков звуковой стороны и смысловой стороны речи и развитию неречевых функций: внимание, память, восприятие.
Пособие представлено в виде куба, на четырех сторонах которого имеются карманы, в них вставляются карточки-символы и картинки (предметные, описательные, тематические и др.). Дети в процессе речевых игр, имеют возможность опираться в своих высказываниях на карточки-символы и картинки. Зрительные опоры напоминают правильный вариант ответа, что и помогает детям строить свое речевое высказывание. применяя наглядное моделирование, способствовать активному познавательно-речевому развитию детей при формировании лексического запаса, усвоении грамматического строя речи. Наглядные модели (карточки-символы) составляют основу пособия «Логокуб». Вращая куб, дети могут выбрать игру-упражнение по желанию; могут проверить себя, выбирая для игры нужные карточки-символы; могут себя оценивать смайлика.
Следуя установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование игровых ситуаций и разнообразных видов деятельности в процессе обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.
В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно–речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.