Надежда Лошакова
Наглядное пособие по развитию речевого дыхания «Свеча и Одуванчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Свеча и Одуванчик
Автор: Лошакова Надежда Александровна
Учитель-логопед, МОУ д/с № 294, г. Волгоград
Актуальность:
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным. Оно осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Публикация «Наглядное пособие по развитию речевого дыхания „Свеча и Одуванчик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Первоцветы. Игры, пособия, лэпбуки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2015
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Цель: Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох
Задачи:
Развитие
- восприятия,
- Внимания,
- Воображения.
Наглядное пособие «Свеча и Одуванчик»
Материал № 1: «Свеча»
На картонном листе формата А 4 изображены две свечи. Пламя первой свечи остается неподвижным, а пламя второй (прикреплённой ниточками) при выдохе на неё будет двигаться.
Материал № 2: «Одуванчик»
На картонном листе формата А 4 нарисованы два одуванчика. Первый цветок остается неподвижным, а второй (прикреплённый ниточками) при выдохе на него будет перемещаться.
Примечание: Следите, чтобы ребёнок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи.
Наглядный материал № 1
«Свеча»
Наглядный материал № 2
«Одуванчик»
Литература:
«Логопедическая гимнастика» Т. В. Буденная, С-П 1999 г. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи». Л. И. Белякова., Н. Н. Гончарова., Т. Г. Шишкова М., 2005.Логопедия. «Разработки занятий с детьми дошкольного возраста» (Выпуск 1) Издательство Учитель-АСТ. О. В. Епифанова, Волгоград 2004 г