Татьяна Хадыка
Путешествие по экологической тропе
▼ Скачать + Заказать документы
ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ
Цель: Формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
Образовательные: - Вызвать интерес к жизни животных и растений; продолжать уточнять и систематизировать представления детей о растениях и животных леса;
- способствовать формированию у дошкольников установки на защиту и сбережение окружающей среды;
- закрепить правила тушения костра в лесу.
Публикация «Путешествие по экологической тропе» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Развивающие: - Развивать связную речь; расширять словарный запас: подосиновик, подберезовик, боровик, сыроежка, бледная поганка;
- обогащать речь омонимами (лисички, синонимами (белый гриб - боровик);
- формировать навыки экологически безопасного поведения;
- развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: - способствовать формированию у дошкольников установки на защиту и сбережение окружающей среды;
- воспитывать чувство товарищества;
- совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы: практический, игровой, наглядный, словесный.
Приемы: Погружение в проблемную ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция, работа со слайдами презентации, дидактическая игра «С какой ветки эти детки?», двигательное упражнение «Соберем грибы в лесу», рассматривание иллюстраций лесных птиц.
Предварительная работа:
1. Просмотр мультимедиа презентации «Что такое лес?»
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
3. Посещение музея-заповедника (зал «Природа Донского края»)
3. Просмотр мультимедиа с беседами о деревьях, ягодах
4. Проведение дидактических игр: «Кто где живёт», «Кто лишний?» «Грибы съедобные и ядовитые».
5. Проведение подвижных игр.
6. Игровые ситуации по правилам обращения с животными и растениями.
7. Изготовление экологических знаков.
Оборудование: - презентация «Грибы», корзина, муляжи грибов;
- экологические знаки, картинки лесных птиц;
- запись «Голоса птиц»;
- рюкзак: бутылка с водой, 2-3 детские лопатки, аптечка (бинт, лейкопластырь);
- 4 куска веревки для привязывания знака к дереву,
- Корзинка с сюрпризом (орех, желудь, еловая, сосновая шишки, веточка рябины,
калины, лист клена).
ХОД.
I. Мотивационный этап.
Воспитатель:
– Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг (природа)
Сообщение целей занятия:
Ребята, сегодня я получила письмо по электронной почте от лесных зверушек. Многие из них стали часто болеть. Сократилось количество птиц в лесу. Многие животные гибнут. Многие не хотят заводить потомство. В чем причина – не известно. Вы хотите помочь разобраться с этой проблемой? Хотите сами узнать, что происходит в лесу?
- Ну, тогда нельзя терять ни минуты. Мы отправляемся в лес, чтобы выяснить, что там происходит. А как вы думаете, мы сможем с этим справиться? Кто думает по-другому?
2. Основная часть.
- Но сначала нам надо взять с собой вещи. Какие вещи нам понадобятся в пути? Как вы думаете? (аптечка, питьевая вода, корзина для грибов, компьютер) Да, если бы мы шли в лес просто отдохнуть, то компьютер нам бы не понадобился. Но так, как мы занимаемся исследовательской деятельностью, нам нужна будет информация. И ее мы можем взять в интернете. У меня на столе находятся еще вещи. Что нам надо взять? Что не понадобиться?
- верно, магнитофон в лесу – это лишнее. А кто знает почему?
(рассуждения детей: громкие звуки пугают птиц и зверей.)
-Именно для людей, которые этого не понимают, мы возьмем специальные знаки. И разместим их в лесу для напоминания.
(Все отправляются в «лес»).
Задание№1
- Итак, мы на лесной поляне. Но, что это? Сразу видно, тут кто-то был. Всюду мусор, грязь, не потушен костер.
- Забывчивый охотник на поляне
Не разметал, не закопал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали,
И нехотя чадили до утра.
Скажите, ребята, какие правила нарушили эти посетители леса? Что могло бы произойти, не подоспей мы вовремя? (рассуждения детей: мог произойти пожар в лесу. Воспитатель вовлекает в рассуждение малоактивных детей).
- Мы сможем исправить данное нарушение? Как? (убрать мусор, потушить костер)
- Верно, у нас есть с собой вода. Можно потушить огонь водой. А если бы не было с собой воды, как бы мы справились? (засыпать землей).
- Хорошо! Давайте поможем этому упущению туристов. А чтобы они в следующий раз знали правила, установим специальные знаки.
(тушение костра, сбор мусора в пакет, установка знаков «не мусорить», «нельзя жечь костры»).
Задание №2
- Располагайтесь на полянке, и мы вспомним, что хотели сделать, когда собирались в лес? (установить знак «шуметь нельзя»). Почему нельзя шуметь?
(ставится запись «Голоса леса», на фоне музыки говорит воспитатель).
- У леса музыка своя…
Её послушайте друзья!
Вот птичьи трели раздались,
Вот белка скачет вверх и вниз,
А вот кузнечик затрещал,
По ветке дятел застучал…
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
- Каких птиц леса вы знаете? Давайте рассмотрим иллюстрации этих птиц. Что вы о них знаете? (рассказ детей о птицах).
- А теперь для посетителей нашего леса давайте прикрепим знаки, запрещающие шуметь в лесу. Кто мне поможет это сделать? (К дереву приматываются знаки «шуметь запрещается», дети помогают воспитателю).
Задание №3.
- Дети, посмотрите, как хорошо в лесу! Сколько красок в уборе осеннего леса. А в эту пору в лесу много грибов. Я загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать их. (презентация «Грибы»)
Возле леса, на опушке, украшая тёмный бор, вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый… (мухомор)
Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная… (поганка)
Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Очень чистый, вкусный гриб -
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются… (лисички)
Я в красной шапочке расту, под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я (подосиновик)
Не белый я, братцы, попроще, расту я в берёзовой роще (подберёзовик)
Нет грибов дружней, чем эти, знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опята)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это… (сыроежки)
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый… (боровик)
- Среди этих грибов есть ядовитые. Верно! Это мухомор и бледная поганка! Скажите, раз эти грибы ядовиты, то их можно уничтожить? Как вы считаете? (рассказ воспитателя о пользе ядовитых грибов: «Из грибов делают полезные лекарства, а мухоморы едят в лесу лоси»).
Игровое упражнение «Сбор грибов»
- Ну как же мы вернемся из леса и не наберем грибов. Я предлагаю вам сейчас найти на этой полянке грибы и собрать их в нашу корзинку. (Дети собирают в корзину грибы, оставляя мухоморы).
- А чтобы люди знали, что ядовитые грибы нельзя уничтожать, мы поставим еще один знак. («нельзя уничтожать ядовитые грибы»).
Дидактическая игра «С какой ветки эти детки?»
- Вот сколько лесных даров у нас. Богат и щедр русский лес. А что кроме грибов дает нам лес? Сейчас мы это узнаем. Вон на том пеньке стоит волшебная корзинка. Сейчас мы ее откроем и попытаемся угадать деревья, на которых растут эти плоды.
(Дети угадывают деревья по плодам: сосна, ель, каштан, желудь, рябина, орех).
- А где можно использовать эти плоды? (ответы детей).
- А Верно! А еще эти плоды являются пищей для многих животных. Еловые и сосновые шишки с удовольствием едят белки и клесты; желудями не прочь полакомиться дикий кабан; Рябина это корм для всех птиц зимой. Как вы думаете, можно ли уничтожать эти плоды? Можно ли забирать их домой в большом количестве? (нет, нужно оставлять животным)
Задание №4.
- Ну вот, ребята, мы и расставили с вами знаки в лесу. Нам пора возвращаться. Но что это? Сломана у дерева ветка. Большая ветка, крепкая. Как бы нам помочь дереву?
- Не зря мы с вами взяли в путешествие аптечку. Можно примотать сломленную ветку. И, возможно, она приживется. Что для этого можно использовать? (бинт или лейкопластырь). Кто мне хочет помочь?
- А чтобы сохранить все другие деревья в лесу, поставим еще один знак. («не ломай ветки»).
Итог.
- Как вы думаете, смогли мы справиться с заданием? Помогли решить проблему наших лесных обитателей?
- Наши исследования подходят к концу. Мы ничего не забыли? (нужно забрать пакет с мусором с собой).