Чернышенко Антонина
Конспект занятия «На помощь Хозяйке Медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
познакомить детей с уральским самоцветом – малахитом;
развивать представления о том, что можно сделать из этого камня;
способствовать развитию эстетического вкуса;
развивать у дошкольников сенсорные способности путём обследования объекта (камня) разной поверхности (гладкий, шероховатый);
расширять словарный запас;
развивать умения детей подбирать пластилин по цвету, закрепить знакомые приемы лепки;
укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками;
воспитывать чувство восхищения достижениями человечества; уважительное отношение к труду уральских умельцев.
Публикация «Конспект занятия „На помощь Хозяйке Медной горы“» размещена в разделах
1. Приветствие
Ребята, К нам пришли гости давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
2. Сюрпризный момент
- Когда я пришла сегодня в группу, то увидела посылку, но не стала ее открывать сама, решила дождаться вас.
- Интересно, откуда она и кто ее прислал? (читаем надпись: «С Урала», от кого «Хозяйка Медной горы»)
- Далеко-далеко за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко следит за порядком в горах Хозяйка Медной горы вот она и прислала нам посылку.
- Давайте откроем посылку. (Открываем посылку: вылетает шарик с письмом загадкой). В этот ящик Хозяйка Медной горы положила свои богатства и предлагает отгадать, что это за богатства.
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
3. Сообщение темы занятия
- Сегодня мы с вами будем говорить о камнях. Где живут камни? Больше всего камней в горах, ведь горы состоят из камней. (Достает коллекцию камней)
4. Рассказ воспитателя о камнях. Рассматривание коллекции.
- С древних времен люди верили, что камни обладают волшебными свойствами. Они верили, что камни могут помочь при лечении. Другие – защищают, оберегаю от беды. Третьи собирают в себя силу и потом отдают своему владельцу. Люди заметили, что камни приносят пользу лишь чистым, добрым людям. Злым, жадным не приносят счастья.
Камни, которые нам прислала Хозяйка Медной называются -самоцветами. Почему они называются так? Самоцвет- это, значит сам цветной. Самоцветы могут быть цветными и бесцветными, прозрачными и непрозрачными. Эти камни редкие, их трудно добывать, поэтому самоцветы очень ценятся. Потрогайте, что вы можете о них сказать? (перечисляют свойства камней). Все эти камни добывают в России в Уральских горах. Хозяйка Медной горы не только следит за порядком, но и охраняет свои богатства от злых, жадных людей.
5. Проблемная ситуация. Звуковое письмо.
- Ой, ребята, нам звонит Хозяйка медной горы (вывести картинку на экран)
«Здравствуйте, ребята. Надеюсь, вы получили мое послание. У меня случилась беда и мне очень нужна ваша помощь. Пропал мой самый любимый камень – малахит. Проверьте, в вашей коллекции он есть? … (нет). Камень появится только в волшебной шкатулочке, которую вы можете сделать своими руками. Поможете мне?» (Да)
6. Просмотр презентации.
- Ребята, а вы когда-нибудь видели малахит? Давайте, я посмотрим фильм о малахите.
Слайд 1. 2.
Малахит – камень исключительной красоты, который с древности привлекал человека. Малахит считали символом исполнения желаний. Это полудрагоценный поделочный камень.
Слайд 3.
Добывают малахит в специальных местах – рудниках.
Слайд 4.
На рудниках работают горняки. Люди, которые добывают самоцветы.
Слайд 5.
Основными инструментами являются лопаты, молоты, зубила и кирки. Кирка – длинный, плоский молот с острым лезвием на конце.
Слайд 6.
Это необработанный камень. Вот такой камень добыл горняк. На нем еще плохо видны узоры.
Слайд 7.
Потом камни привозят в ювелирные мастерские или заводы. Там его режут и шлифуют, чтобы он стал гладким и блестящим.
Слайд 8.
Так выглядят обработанные камни. Малахит, одним из самых красивых камней. Его основной цвет – зеленый разных оттенков от светлого голубовато- зеленого до темно-зеленого. Его название означает «зеленый цветок». Узор малахита – дуги, петли, разводы, круги.
Слайд 9 - 14.
Давайте посмотрим на изделия из малахита. Это разные украшения: серьги, кольца, бусы. А также столы, часы, вазы. Колонны в Исаакиевском соборе.
7. Беседа после просмотра.
Как называется камень?
Какого он цвета?
Где добывают самоцветы?
Как называют людей, которые добывают камни?
Что делают из малахита?
8. Физминутка.
- Прежде чем мы приступим к работе, давайте разомнемся и поиграем в игру «Гора-старушка».
Стоит гора-старушка - (Дети поднимают руки вверх)
До небес макушка. (встают на цыпочках)
Ее ветер обдувает, (обмахиваются кистями рук)
Ее дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора страдает (прикладывают ладошки к щечкам и качают головой)
И камешки теряет. (педагог касается нескольких человек, которые
И каждый день, должны изобразить камешки)
И каждую ночь (Дети-камешки разбегаются в разные
Катятся, катятся стороны)
Камешки прочь.
Раскатились камешки,
И с этой поры
Ничего не осталось
От нашей горы.
9. Показ с объяснением. Работа детей.
- Скатайте пластилин каждого оттенка в колбаску, затем раскатайте в длинную полоску. Сложите полоски слоями и слегка раскатайте
- Снова скатайте из них колбаску. Нарежьте стекой на кружочки. Кружочки слепите друг с другом и слегка раскатайте.
- Облепите пластилиновыми деталями заготовку шкатулки.
10. Сюрпризный момент.
- Шкатулка готова. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, представьте, что вы волшебники и то, что вы пожелаете, обязательно исполнится. А теперь очень сильно захотите, чтобы малахит появился в нашей шкатулке. (В это время педагог кладет в шкатулку камень и музыкальное устройство. Из шкатулки раздается музыка, педагог открывает крышку, достает камень).
11. Итог занятия.
- Вам понравилось занятие?
- С каким камнем мы сегодня познакомились?
- Что больше всего запомнилось?
- Давайте попрощаемся с нашими гостями.