Екатерина Спирина
Консультация «На что обратить внимание психологу ДОУ при работе с родителями одарённых детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей профессиональной деятельности каждый из нас ведёт работу с одарёнными детьми. Мы стараемся гармонизировать их развитие и помогаем раскрыть свои таланты. Для этого нам необходимо не только заниматься с ребёнком, но и обратить внимание на семью, в которой он находится.
Для себя я выделила несколько типов родителей, относительно их отношения к одарённости своего ребёнка и, проанализировав литературу, обобщила полученные типы:
Публикация «Консультация „На что обратить внимание психологу ДОУ при работе с родителями одарённых детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
• Родители, которые недовольны тем, что у ребенка не получаются одинаково хорошо различные виды деятельности, которые отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. (Отрицательное отношение по Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкому)
• Родители, которые готовы поддерживать своего ребёнка, принимают его и советуются со специалистами (Положительное отношение по Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкому)
• Родители, которые хотят «сохранить» детство ребёнка, прировнять его к «норме». (Игнорирующее отношение по Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкому)
• Родители, которые всячески обращают внимание на одарённость своего ребёнка, не видят минусов и уверены, что их ребёнок «гениален». Пытаются самоутвердиться за счёт ребёнка. Отдают его в огромное количество кружков и т. п. (Гиперсоциализация по А. В. Варгой)
Было бы идеально, если после этого мы могли бы дать какой-либо алгоритм взаимодействия с различными типами родителей, но как вы сами понимаете, здесь требуется консультативная работа с каждой отдельной семьей, раскрытие смыслов и создание индивидуального маршрута.
Но я призываю к тому, чтобы мы в своей работе обращали внимание на эти маркеры в поведении и призывали взрослых к беседе.
Так же хотелось бы обратить внимание на то, что у многих одарённых дошкольников (даже с позитивным отношением к одарённости) самооценка значительно ниже, чем у сверстников. Это связано с завышенными родительскими ожиданиями, не соответствующими возрасту. А ребёнок всегда желает понравиться своему родителю. Поэтому особенно важна просветительская работа с родителями относительно особенностей возраста.
Большинство приведённых выше типов родителей часто объединяет одно – непонимание своего ребёнка и не принятие его особенностей, поэтому приведём в пример элементы тренинга, которые вы можете использовать в своей работе.
Упражнения, помогающие родителям лучше понять особенность своего ребё нка:
Упражнение «Перекинь мяч»
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Материалы: мяч.
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с. на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с. на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
Упражнение «Творческая жизнь»
Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.
Материалы: бумага, ручки.
Процедура: Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).
Обсуждение в группе разобрать все варианты. Пример: 1. Регулярно выполнять физические упражнения; 2. Овладеть техникой медитации и релаксации. 3. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли. 4. Расширяйте кругозор своих интересов и др.
Список литературы:
1. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/ авт. -сост. И. В. Чумаков, - Волгоград: Учитель, 2008г. -462 с.
2. Ломтева Т. А. «Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет). – М. : Дрофа- Плюс, 2005.- 272с. : ил. - (Психология для всех и для каждого).
3. Богоявленская М. Е. Природа проблемм одаренных. // Одаренный ребенок, №4- 2004. с. 58-60. 6. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить. – Мн.. 2005.
4. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001. 8. Гришина Н. Ю. Ситуация успеха в действии. // Одаренный ребенок, №1-2005. С. 66-76.
5. Доровский А. И. Некоторые аспекты перевода потенциальной одаренности в явную. // Одаренный ребенок, №1-2005. с. 28-29.
6. Кашапов М. М., Адушева Ю. А. Абнотивность как качество педагога, значимое для работы с одаренными учащимися разного возраста. // Одаренный ребенок, №6- 2004. С. 48-50.
7. Моренко Е. С. Становление личности творчески одаренного ребенка. // Одаренный ребенок, №1- 2005. с. 77-80.
8. Одаренные дети : Пер. с англ. / Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. -М. : Прогресс, 1991.
9. Психология Одаренности детей и подростков. / Под. ред. Лейтеса Н. С. М. : Академия,1996.
10. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М. : Издательский центр Академия, 2000.
11. Толмачева Н. А. Одаренность как педагогический и психологический феномен. // Одаренный ребенок, №4-2004. с. 58-60.