Татьяна Ичеткина
Формирование экологической культуры у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В современных условиях все большую актуальность приобретают проблемы экологии. Экология чаще трактуется как наука, способная решать не только биологические, но и некоторые социальные проблемы, как мировоззрение человека.
Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.
Публикация «Формирование экологической культуры у дошкольников» размещена в разделах
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и взрослых преобладает потребительский подход к природе, еще низок уровень восприятия экологических проблем, как личностно значимых. В условиях экологического кризиса необходимо формировать у детей экологическую культуру, основанную на осознании непрерывной связи человека с окружающей средой; сформировать общественное отношение к природе, понимание необходимости ее сохранения для будущих поколений. Это нашло отражение в законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды», где сказано: «Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры отнесены к основам окружающей среды».
Проблема формирования экологической культуры личности становятся особенно важной в период дошкольного детства, когда закладываются первые существенные основы отношения к окружающему миру и к себе самому, так как дошкольный возраст сензитивен для целенаправленного формирования психологических новообразований, и происходящие изменения являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности. Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Именно поэтому задачи формирования мировоззрения и экологической культуры представляются первоочередными. Считаю, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы то области не специализировался. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы. Поэтому я, как воспитатель дошкольного учреждения любое свое действие, любой содержательный материал оцениваю с позиции их соответствия требованиям экологического образования. Особое внимание уделяю экологически грамотному поведению ребёнка в природе, вопрос этот не достаточно разрешён, так как родителями чаще всего предлагаются образы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: «Не ври!», «Не шуми!», «Не вреди!», «Не ломай!», «Не топчи!». Но как говорил еще К. Д. Ушинский, подобная «Сухая сентенция нисколько не поможет делу, но против, только повредит». Итак, «Правила поведения» чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых. Поэтому правила поведения он должен не только знать, но прежде всего понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое прячется – убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций («Птенец на тропе», «Гнездо», «Букет цветов», «Встреча с гадюкой», «Грибное лукошко», «Привал») важно показать значение поведения детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.
Мною разработан цикл занятий, посвященный формированию экологической культуры через ознакомление детей с животным миром. Цикл включает: занятия, консультации, викторины, дидактические игры. Очень эффективны для формирования экологической культуры : комплексные развивающие занятия, построенные в виде игр (путешествие «Ты пришёл в гости к природе», научная конференция «Природа просит защиты», викторина «Внимание красная книга», проект «Что такое хорошо и что такое плохо»). Большие возможности для анализа дают экоголоволомки: «Птенец на тропе», «Не обижайте муравья», «Красная книга Сургута». Цикл включает занятия, викторины, дидактические игры, консультации, совместные праздники. В своей работе я использую методы работы с привлечением регионального компонента, почему именно регионального компонента? Возник вопрос: Почему гибнет природа? Исчезают насекомые, животные, птицы? Почему наши дети так жестоки к окружающему миру? Почему мы не знаем обитателей своего региона? А причина – незнание. Поэтому первая наша задача: изучить жизнь насекомых, животных и птиц родного края, узнать, почему нужно поступать в природе так, а не иначе. Помочь понять, как жить в гармонии с природой.
Уровень экологической культуры детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Потому не маловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляем фотовыставки, проводим консультации, организуем совместные праздники, экскурсии, походы.
Формируя у детей систему знаний, экологическую культуру через ознакомление с животным миром нашего края, приобщая их к природоохранной деятельности (подкормка птиц, высаживание растений, уход за обитателями уголка природы, проводя занятия, праздники, игры экологической направленности и привлекая к этой работе родителей, мы способствуем экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе.