Оксана Васильева
Консультация «Мы играем — рифмы подбираем»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы играем – рифмы подбираем
Цели игр с рифмами :
-обогащение и активизация словаря детей названиями предметов и их частей,
-обогащение и активизация словаря детей антонимами, прилагательными, глаголами, наречиями,
-закрепление умения образовывать новую форму слов с помощью суффиксов,
-развитие психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление, внимание,
-развивать умение подбирать созвучные слова, развивать чувство ритма, творческие способности.
Виды игр с рифмами
Публикация «Консультация „Мы играем — рифмы подбираем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Рифмы, учимся рифмовать
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
1. Подбирать созвучные слова устно или по картинкам:
- картинки разделяются на две части. К названию картинки из первой группы нужно подобрать рифму из второй группы картинок:
кошка картошка
пушка подушка
колобок клубок
дом гном
светофор мухомор
скалка скакалка.
2. Нужно найти рифму, «спрятавшуюся» в самом предмете:
Полоса - оса, носорог - рог, хрюшка - рюшка, подушка - ушко, колобок - бок.
3. Название предмета на одной картинке нужно срифмовать с названием части предмета, изображенного на второй картинке. Например: мышка и кастрюля. Эти два предмета рифмы не образуют, поэтому мы называем все части предмета, изображенного на второй картинке (ручка, дно, стенки, крышка). А вот теперь из всех этих слов мы выбирает название части предмета в рифму первой картинке (мышка – ручка - эти слова в рифму? - нет, мышка- дно? - нет, мышка- крышка? - да. Или, например, уха- луковица? уха- шелуха (то, чем покрыта луковица). Дети попутно могут называть много слов: скорлупа, корка, кожура, шкурка и т. д.
Робот и слон (хобот, сковорода и Дед Мороз (борода, картинка и свинья (щетинка, шишка и капуста (кочерыжка, варенье и стул (сиденье, змея и рыба (чешуя, кран и телевизор (экран, ложка и гриб (ножка).
4. Для того, чтобы срифмовать название первой картинки с названием второй, надо предмет, изображенный на второй картинке, назвать по-другому.
- Например, чтобы подобрать рифму к слову подушка со второй картинки «кукла», надо назвать куклу по-другому: игрушка. Кошка и корзина (корзина - лукошко, дверь - медведь (зверь, пальто - сито (решето, арбуз - малыш (карапуз, крючок - юла (волчок, катушка - бочка (кадушка, горох - клоун (скоморох). Закрепляются обобщающиеся слова и синонимы,
- Дать предмету меткую характеристику: Морковка - лиса (плутовка, лейка - Баба Яга (злодейка, лягушка - девочка (хохотушка, болтушка, подружка,
- Подобрать метафору: банка – руль - баранка.
- Рифма может содержать отношение и связь между объектами: ручка - девочка (внучка, круг - мальчик (друг).
5. Чтобы подобрать рифму к названию первого предмета, надо подумать и догадаться:
*кем или чем может стать предмет, изображенный на второй картинке: барабан - ягненок (баран, павлин - глина (кувшин, оса - мясо (колбаса, полено - трава (сено, иголка - хлопок (футболка, тростник - лиса (воротник, огонь - жеребенок (конь,
*кем или чем был предмет, изображенный на второй картинке: леденец - ворона (птенец, пена - Буратино (полено, ребенок - курица (цыпленок, ластик - лягушка (головастик, калачи - дом (кирпичи, теленок - конь (жеребенок, крыльцо - цыпленок (яйцо).
6. Название первой картинки рифмуется с названием предмета на второй картинке в уменьшительно-ласкательной форме: кошка - рыба (рыбешка, кольцо - пальто (пальтецо, солнце – окно - оконце, одуванчик - стакан (стаканчик, лейка - змея (змейка).
- Чтобы получить рифму надо изменить оба слова: образовать множественное число существительного: топор - шар, топоры - шары, банка, танк - банки, танки, гриб, дуб - грибы, дубы, карандаш - малыш, карандаши, малыши, лес, небо - леса, небеса.
7. Образовать новые слова с помощью суффиксов:
флаг, утюг - флажок, утюжок,
дети, книги - детишки, книжки,
кольцо, сердце - колечко, сердечко,
река, овца - речка, овечка,
мальчик, шапка - мальчонка, шапчонка,
корова, соловей - коровушка, соловушка,
одежда, книга - одежонка, книжонка,
изба, сарай - избушка, сараюшка.
8. Название предмета надо срифмовать со словом признаком, с прилагательным, т. е. со словом, отвечающим на вопрос какой? какая?
Лыжи - рыжий, вишня - лишний, иней - синий, тучи - колючий, коровка - короткий, сало - алый, клены - зеленый.
9. Название предмета надо срифмовать со словом - действием (что делать? что делает? Кровать - вставать, бежать, летать
клей - налей, медведь - реветь, полнеть, худеть, сарай - играй, зевай, вставай, зажигай, запевай, одеяло - лежало, упало,
бегемот - идет, плывет.
10. К названию предмета, изображенного на картинке подобрать слова наречия (как? когда? где)
веревка - ловко, бревно - давно, муха - сухо, грач - вскачь, паста - часто, хорек - поперек, капуста - густо.
Для того, чтобы подобрать рифму к слову, ребенок должен произвести определенное умственное действие. Игры серии «Подбери рифму» имеют прямое отношение к развитию фонематического слуха и звукового анализа.
В таких рифмах, как удочка - уточка, мишка - миска, краски - глазки, слова отличаются друг от друга одним - двумя звуками, но являются совершенно разными по смыслу.
Такие игры влияют на формирование слоговой структуры слова, перина - балерина, экскаватор - аллигатор. Эти игры можно использовать в коррекционных целях при исправлении фонематического недоразвития.