Нина Краева
Музыкотерапия в детском саду как здоровьесберегающая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. О лечебных свойствах музыки было известно еще до нашей эры. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции и в Риме.
В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке.
Публикация «Музыкотерапия в детском саду как здоровьесберегающая технология» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одаренным детям, а как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. В нашем ДОУ помимо воспитывающего фактора музыки в воспитательно-образовательном процессе используется целительное воздействие музыки на дошкольников.
Развивать музыкальные способности, воспитывать эмоциональную отзывчивость позволяют современные музыкальные технологии, одной из которых является музыкотерапия.
Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (слушание в записи, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
В соответствии с новыми нормативными документами, введением ФГОС, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка.
По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Все это требует внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области и интеграцию оздоровительной работы с музыкально-образовательной.
Музыкотерапия - использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
Терапия – в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.
Музыка – это лекарство, которое слушают.
В наше, непростое для детей и взрослых время, ребёнок перенасыщен информацией из СМИ, владеет компьютером и как кажется на первый взгляд – развивается не по годам. Чем же это грозит ребёнку? Тем, что Ребёнок не может адекватно воспринять информацию, он впитывает её по-своему. Естественно, вследствие этого изменяется его внутренний мир, психическое и личностное развитии. Это даёт своё отражение на здоровье дошкольника. Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических недугов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
В старшем дошкольном возрасте, с 5 лет дети уже легко улавливали связь между высокими звуками и светлыми красками и низкими, мрачными звуками и тёмными красками. Дети прослушивали фрагмент, делились впечатлениями, а затем “рисовали” музыку.
Музыка звучала и в процессе рисования как необходимая эмоциональная “подпитка”, она не была просто “фоном”, она напоминала о себе, продолжала волновать, вызывала ассоциации.
Часто дети просили прослушать определённые музыкальные моменты в свободное время и с удовольствием передавали своё настроение в танцевальных движениях, сочиняя, что-то своё, неповторимое, или просто отдыхали. И если музыка имеет такое глубокое воздействие на ребенка, почему бы с ее помощью не решать более широкий спектр задач? А задачи эти в виде проблем регулярно поступают от родителей, воспитателей, из моих личных наблюдений за детьми. Таким образом, возникла идея создания краткосрочного проекта, в рамках которого будут проводиться занятия с детьми, как отдельная форма от основного образовательного процесса, где с помощью музыкотерапии и сказкотерапии будут решаться проблемы различного характера.