Любовь Ивановна Дубенская
Конспект занятия «Музыкальный букет»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие синтезированное и включает в себя разные виды деятельности детей (слушание, пение, ритмика, игровая и изобразительная деятельность, творчество). Музыкальный материал (песни, хороводы, игры, танцы) выучиваются заранее на музыкальных занятиях.
Цели занятия :
• формировать позитивное отношение к окружающему миру;
• воспитать чувство прекрасного;
Публикация «Конспект занятия „Музыкальный букет“» размещена в разделах
• дать представление о разнообразном мире цветов через произведения разных видов искусства (живопись, поэзия, музыка);
• выявить творческие способности детей (сочинение песен, изобразительная деятельность).
Материалы: ваза, искусственные вырезанные из бумаги или нарисованные цветы (подснежник, колокольчик, лютик, ромашка, василек, мак, волшебный цветок, репродукции картин с изображением букетов, рисунки детей.
Ход занятия:
Педагог. Наверное, все из вас любят цветы. Приятно любоваться цветами в поле, в лесу, в саду, хочется их принести домой, подарить друзьям, маме, бабушке, цветами украшают праздничный стол, помещение… (дети дополняют педагога).
Они прекраснее всего,
Что нам дает природа на земле:
То – дар ее бесценный,
Для всех искусств цветок -
Образчик неизменный.
Вот как пишет о цветах поэт Жак Демиль. Так красиво звучат строчки: цветы – бесценный дар природы, т. е. не имеющий цены. Цветы подбирают по цвету, названию, высоте и составляют различные букеты : высокие, пышные, скромные и небольшие (показывает несколько репродукций картин с изображением букетов).
Вопросы для общения:
- какие это цветы?
- где они растут?
- как называется картина, на которой изображены цветы? (натюрморт)
Вот и мы с вами соберем букет, но не простой, а музыкальный. У меня есть вазочка. Мы будем с вами слушать и исполнять музыку, в которой рассказывается о разных цветах, а затем ставить этот цветок в вазу. С какого же цветка мы начнем собирать наш музыкальный букет? Послушайте загадку:
Словно голубой челнок
Меж снегов расцвел цветок.
Цветок очень нежный.
Ведь это - …
Дети. Подснежник!
Педагог. Правильно, первый цветок весны, маленький голубой подснежник.
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет!
Е. Серова
Какие замечательные стихи. А теперь о подснежнике нам расскажет музыка П. И. Чайковского. Вот он робко выглядывает из-под растаявшего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках. В середине произведения как бы налетает холодный ветер, но хрупкий подснежник сопротивляется и побеждает его.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».
Педагог. Ребята, вы обратили внимание на характер музыки? (ответы детей)
Очень хорошо. Тогда поставим в вазочку первый цветок - подснежник.
За следующими цветами мы отправимся на летнюю полянку.
Дети исполняют песню «Хоровод цветов», муз Ю. Слонова, сл З. Петровой (Приложение 1).
Педагог. Поставим эти цветы в вазу. Вот насколько увеличился наш букет. В поле растет много красивых цветов. Есть среди них музыкальный цветок. Отгадайте его.
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названием он наделен,
Посмотришь – подходит название это,
Но никогда нам не слышался звон
Из голубого лесного букета.
Дети. Колокольчик!
Педагог. Послушайте сказку про Галю и колокольчик (Приложение 2).
Педагог. Вы запомнили песенку колокольчика? Давайте ее споем.
Дети поют песенку колокольчика на слог «ля» все вместе, по одному. Педагог обращает внимание на чистоту интонации, предлагает детям придумать свою песенку колокольчика.
Педагог. Поставим колокольчик в вазу и послушаем еще одну загадку про цветок:
Четыре ярко-красных блестящих лепестка,
И зернышки в коробочке у этого цветка.
За зернышками этими ты бегал в огород,
На грядке в огороде такой цветок растет.
Дети. Мак!
Педагог. Есть такая русская народная игра «Мак». Давайте в нее поиграем.
Исполняется русская народная песня «На горе мак» (Приложение 3).
Педагог. Поставим мак в вазу. В нашем букете не хватает еще одного цветка. Это не простой цветок – волшебный, он самый прекрасный на свете. Никто его не видел и каждый представляет его себе по своему. Давайте посмотрим как вы нарисовали свой волшебный цветок.
Дети показывают свои рисунки и рассказывают о своем волшебном цветке.
Педагог. Композитор Ю. Чичков и поэт М. Пляцковский написали «Песню о волшебном цветке». Давайте ее послушаем и потанцуем.
Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» (Приложение 4).
Педагог ставит в вазу волшебный цветок.
Педагог. Вот какой замечательный музыкальный букет у нас получился.
Музыкальный букет –
Музыкальный привет!
В гости к нам он пришел,
И поставлен на стол.
Распрекрасный букет
И цветов лучше нет!
Литература:
-Агапова И. А., Давыдова М. А. «30 музыкальных занятий для начальной школы» - М. : «Аквариум бук», К. : ГИППВ, 2002
-Куревина О. А., Селезнева Г. Е. «Путешествие в прекрасное» - М: «Баласс», 1999
-Феоктистова Л. «Нам солнышко сияет» - М: «Музыка», 1988
-Кошмина И. В., Ильина Ю. В., Сергеева М. П. «Музыкальные сказки и игры» - М: «Владос», 2002
-Камаева Т. Ю. «Детские музыкальные праздники» - М: «Лайда», 1994
-Буренина А. И. «Ритмическая пластика» -Спб, 1994
Приложение 1
В хороводе участвуют все дети, среди них два «василька», две «ромашки», два «лютика».
Вступление. Дети сбегаются в круг и берутся за руки.
Первый куплет. Такты 1—8. Идут по кругу вправо простым хороводным шагом.
Такты 9—12. Идут к центру, сужая круг.
Такты 13—18. Расширяют круг, оставляя в центре те цветы, о которых пойдет речь в следующем куплете. Второй куплет. Такты 1 — 8. Цветы, оставшиеся в центре, образуют свой маленький круг и двигаются противоходом.
Такты 9—12. Дети, стоящие в большом кругу, идут к центру.
Такты 13—18. Отходят назад, забирая детей, стоявших в маленьком кругу, и оставляют в центре новую группу детей-цветов, о которых пойдет речь в следующем куплете.
В последнем куплете движения повторяются. В заключение все возвращаются в общий круг.