Алла Родная
Музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Учёные в области педагогики выявили, что в различные возрастные
периоды существуют неодинаковые возможности для развития музыкально-
творческих способностей. Ребёнок, подросток и юноша, по-разному
относятся к различным средствам воспитания. Знания и учёт достигнутого
человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в
воспитании его дальнейший рост. Через приобщение к музыкальному
искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идёт развитие
интеллектуального и чувственного начал. Чем раньше заложены эти
Публикация «Музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к
художественным ценностям мировой культуры.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском
возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Педагоги, музыканты пришли к
мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого.
Именно они составляют основу музыкальных способностей. У одних детей основные музыкально-сенсорные способности проявляются сразу, у других они смогут развиться позже. Специальные или особенные способности включают в себя звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма.
Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку
новым содержанием. Развитие музыкальных способностей – одна из главных
задач музыкального воспитания детей.
До недавнего времени процесс обучения музыке и музыкального
воспитания в целом носили преимущественно репродуктивный характер, и
лишь в последние годы музыкальная педагогика и психология обратились к
детскому творчеству как к одному из ведущих методов воспитания. В связи с
этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная с
младшего дошкольного возраста, рассматривается сейчас в качестве
важнейшей задачи музыкального воспитания (Н. А. Ветлугина, А. А. Никитин,
Г. С. Ригина, П. В. Вейс, Ф. Д. Брянская и др.)
Наличие музыкально-творческих способностей определяет уровень
гармонично развитой личности. Успешное решение задачи воспитания и
обучения возможно лишь в том случае, если все факторы – биологические психологические, социальные, индивидуальные будут изучены и внедрены в педагогический процесс. Вопросы развития музыкально-творческих способностей ребё нка являются предметом изучения многих наук: философии, психологии, педагогики. Философский аспект проблемы представлен в работах Д. И. Писарева, Г. В. Плеханова, Э. В. Ильенкова, З. Г. Апресяна, Е. П. Крупника.
Психологической основой для изучения данной проблемы служат
труды Л. С. Выгодского, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева и др. К
вопросам творческой развитости детей обращались педагоги Г. Рид, К.
Рейнольдс, В. Асафьев, Д. С. Кабалевский.
В отечественной музыкальной педагогической науке имеется ряд научных трудов, посвященных исследованию творческой активности детей : о музыкальном творчестве (Н. А. Метлов, К. Г. Головская, Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова, о творческих проявлениях у детей дошкольного возраста (А. Н. Зимина, о творческой направленности личности ребёнка (А. Н. Зимина, однако недостаточно имеется трудов, диссертационных исследований, всесторонне освещающих динамику развитости музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста.
В музыкальной педагогике творческая активность рассматривается как
естественная для каждого ребёнка (Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, А. А. Мелик-
Пашаев и др.).
В силу своей сложности процесс творчества, выявляющий у детей творческие проявления, остается неизученным, не смотря что к этому
вопросу со стороны многих исследователей имеется определённый интерес.
Д. Б. Богоявленская указывает, что «принципиальная спонтанность
творческого процесса делает его неуловимым для естественнонаучных
методов». Как проекцию нерешимости проблемы природы творчества она
рассматривает неоднозначность и в понимании творческих способностей [9.
с. 11].
К. Орф [27] внедрил свой основной педагогический принцип: «Всё для
ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из ребёнка» в свою систему образования.
Главной задачей в системе К. Орфа явилось создание творчески ориентированной среды, и поиска новых вариативных путей общения педагога и ребёнка. Суть системы составляет творческое импровизационное музицирование, объединяющее речь, движение и музыку. В ней, системе К. Орфа, сделан акцент на художественно-творческих заданиях, способствующих пробуждению музыкально-творческой активности у ребёнка.
Дошкольный возраст является наиболее подходящим возрастом для
поднятия уровня развитости музыкально-творческих способностей. Этот
возраст, по мнению психологов (Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, «обладает
типичным для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью,
интересом к творческим заданиям, интенсивностью мышления, для этого
желательно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных
произведений, которые пробуждают в ребёнке творческие силы, внутреннюю
активность» [25, с. 247]. Музыка благодаря своим свойствам, может активно
воздействовать на развитие воображения, которое составляет основу
творческой способности. Проявление творческой активности ребёнка
помогает ему выявить свое понимание окружающего, раскрыть внутренний мир. Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитости личности ребёнка. Оно может проявиться во всех видах музыкальной деятельности : пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах.
Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности
ребёнка, здесь ребёнок экспериментирует и создает что то новое. Творческие
способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, это зависит от
природных задатков и развитости основных музыкальных способностей. У
одних детей может проявиться способность к творческому восприятию
музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу о уровне развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста нужно индивидуально.
При этом учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого
ребёнка.
Возможности детей при выполнении творческих заданий в
музыкально-игровой деятельности были проанализированы в исследованиях
Н. А. Ветлугиной [11]. Было определено, что обязательным условием для
развития и возникновения детской музыкально-творческой активности
является накопление впечатлений от восприятия музыкально-
художественного искусства, которое является источником импровизации
творчества, его эталоном. В процессе восприятия образа в картине,
литературном произведении, в музыке ребёнок знакомиться художественно-
выразительными, изобразительными средствами, через которые автор
передает свой эмоциональный замысел. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения и пополнения творческого опыта ребёнка. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.
Так же имеет большое значение следующее условие для развития
музыкально-творческой активности – накопление опыта исполнительства. В
процессе музыкально-игровой деятельности у ребёнка должны
приобретаться необходимые знания, умения, навыки, которые позволят
ребёнку свободно выражать свои впечатления от услышанного музыкального
и художественного произведения, увиденной картины.
Н. А. Ветлугина и А. И. Ходькова совместно с другими педагогами
определили «критерии творчества:
– оригинальность – способность разработать новый оригинальный
подход для песни, танца, игры;
– быстрота – способность быстро адаптироваться в любой создавшейся
ситуации;
– гибкость – способность предложить новое использование для уже
имеющегося продукта деятельности;
– вариативность – умение предложить вариативные идеи для той или
иной ситуации.
А так же этапы развитости детского музыкального творчества :
1 этап – первоначальная ориентировка в творческой активности
ребёнка (ребёнку предлагается создать новое – придумать, сочинить,
изменить);
2 этап – освоение приёмов творческой активности, поиск решений;
3 этап – самостоятельные действия детей, сочинение мелодий,
танцевальных композиций в повседневной жизни»[15. с 130].
Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности
певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также чисто и выразительно интонировать. Обычно этими
умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но развивать
творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т. д.).
Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий. Постепенно
их сочетание становится более прочным.
Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным
показателем музыкальной развитости. Ребёнок начинает импровизировать,
создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито
восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет
двигательными навыками. Для развитости танцевального творчества
необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, мог
выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций. Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям.
На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в
семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер,
образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении
обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы
для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в
музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному
исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и
инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в
целом. Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при
условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно
обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность.
Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях –
сочинении во время игры на детских музыкальных инструментах. Это
непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений у детей. Слушание вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального. Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы. В
самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество
может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором
мелодий по слуху.
Таким образом, для успешного развития творческих способностей
детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
1. Слушание инструментальных и вокальных произведений, беседы о
выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров голосов,
звучания инструментов, их выразительных возможностей – все это
необходимо детям для последующего творческого проявления.
2. Развитие основных музыкальных способностей детей – ладового
чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
3. Обогащение жизненного опыта ребёнка яркими музыкальными и
художественными впечатлениями, знаниями, умениями и навыками
музыкальной деятельности. Чем богаче опыт ребёнка, тем ярче творческие
проявления.
4. Использование на занятиях творческих заданий, упражнений,
которые стимулируют потребность ребёнка в воплощении своих фантазий и
замыслов.
5. Предоставление шанса каждому ребёнку для поиска и выявления,
индивидуальных для него способов общения с музыкой.
6. Подбор педагогом музыкальных произведений, составляющих
основу для импровизаций, основой для развёртывания игровых сюжетов и образов детской фантазии.
Важной составляющей педагогической работы является
систематическое развитие разносторонней и творческой личности ребёнка
дошкольного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам
музыкальной деятельности через музыкальные игры и импровизации. Таким образом, мы выяснили, что старший дошкольный возраст
является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте
закладывается фундамент творческого проявления. Особенности
эмоциональности старших дошкольников необходимо использовать в
развитии эмоционального чувства выразительности в жестах, в мимике, в
пантомимике, в вокальном интонировании, владении разнообразной гаммой
чувств и игровой ролью образности, которых выражены музыкально-
творческие способности (критерий – развитость эмоциональной сферы
детей в музыкально-игровой деятельности).
Особенности отношений со сверстниками развивается
доброжелательность, открытость, в желании быть среди детей в группе,
импровизации новых игр, владении необходимыми в этом возрасте навыками
этикета в общении с взрослыми и детьми, в раскованности и творческом
выполнении пластических и интонационно-речевых импровизации (критерий
– развитость межличностных отношений у детей в коллективном
творчестве). Особенности эмоциональности старших дошкольников
необходимо использовать в многочисленных и эмоционально-ярких
характеристиках музыкальных образов, включённых в игровое задание,
владением звуковысотным, ритмическим и тембровым слухом, чистым
интонированием мелодической линии, естественным звуком (критерий –
творческая развитость детей в элементарном музицировании) – всё это
необходимо учитывать при выборе тематики музыкально-игровой