Инна Дзюина
Музыкальный проект «Экологический театр»
▼ Скачать + Заказать документы
П Р О Е К Т
«Экологический театр»
Для детей подготовительного возраста
Дзюина Инна Викторовна
г. Новосибирск
Проект «Экологический театр»
Основная цель проекта направлена на формирование азов экологической культуры дошкольников, через театрализованную деятельность.
Публикация «Музыкальный проект „Экологический театр“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Решение задач, поставленных в проекте, поможет нам в создании максимально благоприятных условий для развития творческих способностей каждого ребёнка.
В результате реализации проекта, воспитанники смогут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков и стереотипов культурного поведения в природе.
Проект характеризуется особой полнотой и разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех участников в педагогический процесс, нетрадиционностью форм взаимодействия детей и взрослых. Проект не ограничен во времени, количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы.
ПОСТАНОВКА ПОБЛЕМЫ
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Как же научить наших детей, чтобы они могли сформировать на доступном им уровне современную картину мира, представление о месте нахождения человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Работая в детском саду, я заметила, что неаккуратное, а порой даже и грубое отношение ребят к природе объясняется тем, что они не располагают элементарными знаниями.
Например: шестилетний малыш может безжалостно растоптать муравья или оторвать безжалостно крылья насекомым, срывать и бросать цветы. Делает он это не потому, что в нем присутствует некая жестокость, а потому, что не имеет знаний о той пользе, которые приносят растения, насекомые, птицы.
В нашей жизни, при нехватке средств и времени, упускаются из виду такие высокие качества человека, как любовь к «братьям нашим меньшими», бережное отношение к природе.
В дошкольном возрасте ребенок начинает определять и выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Вследствие чего появляется колоссальная возможность начать формировать экологические знания у детей, правила общения с природой, бережное отношение к ней, а также принятие участия в решениях некоторых экологических проблем. Этот момент необходимо начинать как можно раньше, используя новейшие подходы в воспитательно-образовательной деятельности.
Результативный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а расширить и сформировать способ мышления, необходимый для решения существующих проблем.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цели: Осуществление максимально благоприятных условий, способствующих развитию духовно – нравственного становления личности и формированию чувства причастности к окружающему миру.
Задачи:
• Формирование элементарных умений и представлений об источниках загрязнения водоемов, воздуха, леса, их последствиях, организациях по предотвращению загрязнения;
• Воспитание гуманного, осознанного и эмоционального положительного, бережного и заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
• Экологически грамотного поведения во время отдыха в лесу и на берегу водоема;
• Развитие экологической культуры.
• Развитие коммуникативности.
• Приобщение детей к театральной культуре, обогащение их знаниями о театре, его истории, устройстве, профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
• Воспитывать эстетический вкус, любовь к музыкально-театрализованному искусству.
• Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный
· Выбор и актуальность темы, доступность, наглядность и системность ее выбора;
· Определение главной цели и основных задач проекта;
· Подбор информационной литературы, познавательных пособий, атрибутов;
· Обеспечение и проведение консультаций с родителями детей по вопросам, непосредственно связанных с участием в проекте;
· Составление тематического планирования проекта;
2. Основной
· Деятельность с детьми в соответствии с тематическим планированием.
· Работа в режиме инновационной деятельности.
3. Заключительный
· Обобщение результатов по реализации проекта ;
· Итоговый анализ деятельности;
· Презентация итогов работы через театрализацию.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Совместно с традиционными формами работы, такими как:
,проведение исследовательских экспериментов; чтение литературы на экологическую тематику; пешие прогулки и экскурсии в лес, в парк; ,обыгрывание обучающих ситуаций, экологических занятий; - в своей работе я задействую театрализованные игры и постановки.
Театрализованная деятельность - одна из необычных форм, используемая э экологическом воспитании детей. Необычных, потому что проблемы окружающей нас среды дети раскрывают с помощью костюмированных театрализованных постановок с включением песенного, танцевального репертуара, стихов, которые направлены на сохранение природы и бережного к ней отношения.
Экологический театр на равных правах с другими несет в себе и глобальную воспитательную цель: не просто объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, а показать непривлекательность потребительского отдыха, засоряющих окружающую местность.
Для освоения начальными знаниями актерского мастерства большое внимание уделяется подготовительной, то есть этюдной работе. Она открывает творческую природу дошкольника и включает в себя задачи, развивающие внимание, которые могут быть адресованы к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Ознакомление с сюжетом дает возможность детям более углубленно вникнуть и разобраться в поступках героев. Весь серьезнейший экологический материал становится доступным, благодаря удивительному языку, и сказочным сюжетам, в которых есть и волшебство, и сюрприз, и внезапность. В процессе работы над экологическим спектаклем учитывается возраст зрителей, длительность показа спектакля, стремимся облегчить его восприятие.
В старшем возрасте у дошкольника уже почти сформирована новая
психическая особенность – ценностная ориентация. Поэтому особую важность для полноценного развития ребенка получает дальнейшее присоединение к миру взрослых людей и созданных их старанием предметов. Моя задача, как педагога, – помочь ребенку свободно ориентироваться в окружающем мире, в точности использовать по назначению и высоко оценивать предметы культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Выстраивая познание, необходимо раскрыть детям сущностные свойства предметов, развивать внимательность, изыскательский подход к понятным на восприятие для ребёнка объектам окружающей среды. Именно это открывает перед ребенком вероятность действовать в обычной жизни осмысленно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать и организовать в своих поступках милосердное отношение к предметам, как последствиям человеческого труда.
Помимо театрализации, проект «Экологический театр», несёт в себя разные виды занятий. Совместно с ребятами, мы придумываем игры - макеты, создаем атрибуты и декорации к спектаклям, разрабатываем и реализуем мини – спектакли.
Чтобы заинтересовать детей при рассказе сказки, необходима наглядность. С её помощью ребенку легче запомнить основной смысл сюжета, а герои представляются в совершенно естественном виде. Для проведения этой работы пользуемся «панно», которое является просто незаменимым многофункциональным, ведь действия многих сказок происходят в лесу. Куда интереснее наблюдать, как Красная Шапочка идет среди самых настоящих ёлок и сосен, водоемов, да и лесные обитатели здесь выглядят как-то более натурально.
Проигрывая конкретный сценарий (небольшую сказку или стихотворение, дошкольники неоднократно меняются ролями. Пытаясь побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли туриста, или охотника. У детей появляется реализация множественного превращения. Ребята с большим удовольствием и непосредственностью, смотря друг на друга, в комфортных условиях раскрываются, раскрепощаются и становятся активными, как в общении со сверстниками, так и в социуме.
В процессе игр - драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, подражая их любимым героям, что способствует их избавлений от затруднений, легко находя общий язык с другими людьми.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Большое значение на создание у детей основ экологического миросозерцания оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводится постоянная целенаправленная работа по вовлечению родителей к формированию условий по этой теме. Родители дошкольников откликаются на помощь в посещении экскурсий вместе с детьми на природу, в зоопарк, в лес, помогают в изготовлении атрибутов, поделок из бросового и природного материалов.
Перед каждым спектаклем совместно с ребятами устраиваем выставки для детей и родителей. Для детских рисунков родители изготовили специальные рамочки, а для поделок из глины и природного материала сделана специальная ''живая полочка''. Это всё способствует объединению коллектива: дошкольники - родители - педагоги.
Благодаря анкетированию родителей по вопросам экологического воспитания, выбираю правильные формы и методы работы с ребятами. Предлагаю советы родителям по вопросам аккуратной, бережливой связи с природой, а также развития осознанного отношения к объектам природы, например: "Какие книги читать с детьми о природе?".
КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ.
1. Свободно и раскрепощено держаться на выступлениях.
2. Дошкольники импровизируют произведения используя мимику и голосовые интонации.
3. Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
4. Быстро запоминают текст.
5 Имеют более обогащенный словарный запас.
6. Более внимательны и сосредоточены на занятиях.
КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· Сформированы взгляды у детей о живой природе и её значении в жизни человека.
· Способность обобщать личный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
· Бережный подход ребенка к природе.
Раскрытие креативных возможностей ребенка.
Различают простые определения : «водоёмы»,«травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».
· Есть некоторые познания детей о самом себе, собственной семье, развитие моральных, общепризнанных законов в мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы по формированию у детей экологической культуры посредством театрализованной деятельности, в действиях, поступках начало выражаться осознанно-правильное отношение к природе. Ребята начали проявлять заинтересованность к ней, их вопросы '' Отчего?'' и '' Для чего?'' выражают желание пробраться в сущность познаваемого объекта, сформировался чувственно-положительный отклик на окружающую природу. А самое основное, в окончании лексических тем, стали проводить, театрализованные представления, которые интересны педагогам, детям, родителям.
Согласно итогам диагностики и анализа уровней экологической воспитанности ребёнка заметно, что деятельность по реализации проекта дает свои результаты. Для ребёнка свойственна выраженная позитивная направленность взаимоотношения к окружающему. Аргументом бережного отношения к природе выступает понимание значимости жизни, стремление к совершению благих действий.
В окончании хочется еще раз выделить, что экологический театр – новейшее течение в работе детского сада. А это означает, для коллектива открываются новые способности креативного отыскивания, итогом которого становятся не только новые постановки, но, в первую очередь, новейшие познания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимосвязи человека и природы. Для того, чтобы исполнить на сцене экологический спектакль, сказку, необходимы и экологические знания, и способность вжиться в роль, и умение выразить свою мысль, стремление донести ее до других.
Театрализованная деятельность, игра помогает ребятам ощутить причастность к природе, ответственность за нее, что является основой экологической культуры детей.
В своей работе по формированию основ экологической культуры желаю достичь осмысления того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на чувственно – эмоциональной основе. Он учится наблюдать мир, находящийся вокруг него, и определяется в нём.
Основная задача - это помочь ребёнку получить статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станет фраза:
«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,
что в мире много существ меньше и слабее меня, и
можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти
мимо, не задев, не затронув»
Е. Леонов