Инна Дзюина
Музыкальный проект «Экологический театр»
▼ Скачать + Заказать документы
П Р О Е К Т
«Экологический театр»
Для детей подготовительного возраста
Дзюина Инна Викторовна
г. Новосибирск
Проект «Экологический театр»
Основная цель проекта направлена на формирование азов экологической культуры дошкольников, через театрализованную деятельность.
Темочки:
- Музыка. Проекты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Проекты, проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Решение задач, поставленных в проекте, поможет нам в создании максимально благоприятных условий для развития творческих способностей каждого ребёнка.
В результате реализации проекта, воспитанники смогут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков и стереотипов культурного поведения в природе.
Проект характеризуется особой полнотой и разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех участников в педагогический процесс, нетрадиционностью форм взаимодействия детей и взрослых. Проект не ограничен во времени, количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы.
ПОСТАНОВКА ПОБЛЕМЫ
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Как же научить наших детей, чтобы они могли сформировать на доступном им уровне современную картину мира, представление о месте нахождения человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Работая в детском саду, я заметила, что неаккуратное, а порой даже и грубое отношение ребят к природе объясняется тем, что они не располагают элементарными знаниями.
Например: шестилетний малыш может безжалостно растоптать муравья или оторвать безжалостно крылья насекомым, срывать и бросать цветы. Делает он это не потому, что в нем присутствует некая жестокость, а потому, что не имеет знаний о той пользе, которые приносят растения, насекомые, птицы.
В нашей жизни, при нехватке средств и времени, упускаются из виду такие высокие качества человека, как любовь к «братьям нашим меньшими», бережное отношение к природе.
В дошкольном возрасте ребенок начинает определять и выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Вследствие чего появляется колоссальная возможность начать формировать экологические знания у детей, правила общения с природой, бережное отношение к ней, а также принятие участия в решениях некоторых экологических проблем. Этот момент необходимо начинать как можно раньше, используя новейшие подходы в воспитательно-образовательной деятельности.
Результативный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а расширить и сформировать способ мышления, необходимый для решения существующих проблем.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цели: Осуществление максимально благоприятных условий, способствующих развитию духовно – нравственного становления личности и формированию чувства причастности к окружающему миру.
Задачи:
• Формирование элементарных умений и представлений об источниках загрязнения водоемов, воздуха, леса, их последствиях, организациях по предотвращению загрязнения;
• Воспитание гуманного, осознанного и эмоционального положительного, бережного и заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
• Экологически грамотного поведения во время отдыха в лесу и на берегу водоема;
• Развитие экологической культуры.
• Развитие коммуникативности.
• Приобщение детей к театральной культуре, обогащение их знаниями о театре, его истории, устройстве, профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
• Воспитывать эстетический вкус, любовь к музыкально-театрализованному искусству.
• Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный
· Выбор и актуальность темы, доступность, наглядность и системность ее выбора;
· Определение главной цели и основных задач проекта;
· Подбор информационной литературы, познавательных пособий, атрибутов;
· Обеспечение и проведение консультаций с родителями детей по вопросам, непосредственно связанных с участием в проекте;
· Составление тематического планирования проекта;
2. Основной
· Деятельность с детьми в соответствии с тематическим планированием.
· Работа в режиме инновационной деятельности.
3. Заключительный
· Обобщение результатов по реализации проекта ;
· Итоговый анализ деятельности;
· Презентация итогов работы через театрализацию.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Совместно с традиционными формами работы, такими как:
,проведение исследовательских экспериментов; чтение литературы на экологическую тематику; пешие прогулки и экскурсии в лес, в парк; ,обыгрывание обучающих ситуаций, экологических занятий; - в своей работе я задействую театрализованные игры и постановки.
Театрализованная деятельность - одна из необычных форм, используемая э экологическом воспитании детей. Необычных, потому что проблемы окружающей нас среды дети раскрывают с помощью костюмированных театрализованных постановок с включением песенного, танцевального репертуара, стихов, которые направлены на сохранение природы и бережного к ней отношения.
Экологический театр на равных правах с другими несет в себе и глобальную воспитательную цель: не просто объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, а показать непривлекательность потребительского отдыха, засоряющих окружающую местность.
Для освоения начальными знаниями актерского мастерства большое внимание уделяется подготовительной, то есть этюдной работе. Она открывает творческую природу дошкольника и включает в себя задачи, развивающие внимание, которые могут быть адресованы к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Ознакомление с сюжетом дает возможность детям более углубленно вникнуть и разобраться в поступках героев. Весь серьезнейший экологический материал становится доступным, благодаря удивительному языку, и сказочным сюжетам, в которых есть и волшебство, и сюрприз, и внезапность. В процессе работы над экологическим спектаклем учитывается возраст зрителей, длительность показа спектакля, стремимся облегчить его восприятие.
В старшем возрасте у дошкольника уже почти сформирована новая
психическая особенность – ценностная ориентация. Поэтому особую важность для полноценного развития ребенка получает дальнейшее присоединение к миру взрослых людей и созданных их старанием предметов. Моя задача, как педагога, – помочь ребенку свободно ориентироваться в окружающем мире, в точности использовать по назначению и высоко оценивать предметы культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Выстраивая познание, необходимо раскрыть детям сущностные свойства предметов, развивать внимательность, изыскательский подход к понятным на восприятие для ребёнка объектам окружающей среды. Именно это открывает перед ребенком вероятность действовать в обычной жизни осмысленно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать и организовать в своих поступках милосердное отношение к предметам, как последствиям человеческого труда.
Помимо театрализации, проект «Экологический театр», несёт в себя разные виды занятий. Совместно с ребятами, мы придумываем игры - макеты, создаем атрибуты и декорации к спектаклям, разрабатываем и реализуем мини – спектакли.
Чтобы заинтересовать детей при рассказе сказки, необходима наглядность. С её помощью ребенку легче запомнить основной смысл сюжета, а герои представляются в совершенно естественном виде. Для проведения этой работы пользуемся «панно», которое является просто незаменимым многофункциональным, ведь действия многих сказок происходят в лесу. Куда интереснее наблюдать, как Красная Шапочка идет среди самых настоящих ёлок и сосен, водоемов, да и лесные обитатели здесь выглядят как-то более натурально.
Проигрывая конкретный сценарий (небольшую сказку или стихотворение, дошкольники неоднократно меняются ролями. Пытаясь побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли туриста, или охотника. У детей появляется реализация множественного превращения. Ребята с большим удовольствием и непосредственностью, смотря друг на друга, в комфортных условиях раскрываются, раскрепощаются и становятся активными, как в общении со сверстниками, так и в социуме.
В процессе игр - драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, подражая их любимым героям, что способствует их избавлений от затруднений, легко находя общий язык с другими людьми.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Большое значение на создание у детей основ экологического миросозерцания оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводится постоянная целенаправленная работа по вовлечению родителей к формированию условий по этой теме. Родители дошкольников откликаются на помощь в посещении экскурсий вместе с детьми на природу, в зоопарк, в лес, помогают в изготовлении атрибутов, поделок из бросового и природного материалов.
Перед каждым спектаклем совместно с ребятами устраиваем выставки для детей и родителей. Для детских рисунков родители изготовили специальные рамочки, а для поделок из глины и природного материала сделана специальная ''живая полочка''. Это всё способствует объединению коллектива: дошкольники - родители - педагоги.
Благодаря анкетированию родителей по вопросам экологического воспитания, выбираю правильные формы и методы работы с ребятами. Предлагаю советы родителям по вопросам аккуратной, бережливой связи с природой, а также развития осознанного отношения к объектам природы, например: "Какие книги читать с детьми о природе?".
КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ.
1. Свободно и раскрепощено держаться на выступлениях.
2. Дошкольники импровизируют произведения используя мимику и голосовые интонации.
3. Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
4. Быстро запоминают текст.
5 Имеют более обогащенный словарный запас.
6. Более внимательны и сосредоточены на занятиях.
КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· Сформированы взгляды у детей о живой природе и её значении в жизни человека.
· Способность обобщать личный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
· Бережный подход ребенка к природе.
Раскрытие креативных возможностей ребенка.
Различают простые определения : «водоёмы»,«травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».
· Есть некоторые познания детей о самом себе, собственной семье, развитие моральных, общепризнанных законов в мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы по формированию у детей экологической культуры посредством театрализованной деятельности, в действиях, поступках начало выражаться осознанно-правильное отношение к природе. Ребята начали проявлять заинтересованность к ней, их вопросы '' Отчего?'' и '' Для чего?'' выражают желание пробраться в сущность познаваемого объекта, сформировался чувственно-положительный отклик на окружающую природу. А самое основное, в окончании лексических тем, стали проводить, театрализованные представления, которые интересны педагогам, детям, родителям.
Согласно итогам диагностики и анализа уровней экологической воспитанности ребёнка заметно, что деятельность по реализации проекта дает свои результаты. Для ребёнка свойственна выраженная позитивная направленность взаимоотношения к окружающему. Аргументом бережного отношения к природе выступает понимание значимости жизни, стремление к совершению благих действий.
В окончании хочется еще раз выделить, что экологический театр – новейшее течение в работе детского сада. А это означает, для коллектива открываются новые способности креативного отыскивания, итогом которого становятся не только новые постановки, но, в первую очередь, новейшие познания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимосвязи человека и природы. Для того, чтобы исполнить на сцене экологический спектакль, сказку, необходимы и экологические знания, и способность вжиться в роль, и умение выразить свою мысль, стремление донести ее до других.
Театрализованная деятельность, игра помогает ребятам ощутить причастность к природе, ответственность за нее, что является основой экологической культуры детей.
В своей работе по формированию основ экологической культуры желаю достичь осмысления того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на чувственно – эмоциональной основе. Он учится наблюдать мир, находящийся вокруг него, и определяется в нём.
Основная задача - это помочь ребёнку получить статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станет фраза:
«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,
что в мире много существ меньше и слабее меня, и
можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти
мимо, не задев, не затронув»
Е. Леонов