Наталья Мацакова
Музыкальные игры на кахоне как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Важным компонентом в формировании слоговой структуры слова являются развитие темпо-ритмической части речи, формирование речевого дыхания, коррекция звукопроизношения. И только работая над развитием всех сторон речи мы можем добиться плавной, выразительной и четкой речи у ребенка.
Сегодня я хочу уделить особое внимание именно темпо-ритмической части речи, как одной из важных составляющих в формировании слоговой структуры слова. А именно, возможностям коррекции развития темпа и ритма с помощью кахонов.
Публикация «Музыкальные игры на кахоне как средство развития речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Кахон уникален тем, что ребенок сразу чувствует телом воспроизводимый им звук и силу его извлечения. С помощью кахона ребенок может регулировать интенсивность извлекаемого звука.
В игре на кахоне мы используем чередование одиночных и двойных ударов, хлопки, остановки и своеобразные выкрики “хэй!”. Следуя определенному музыкальному алгоритму с речевым сопровождением в многократных повторениях рождается мелодия.
Задача логопеда на таких занятиях - показать ребенку четкое разделение слова на слоги. Отхлопывая каждый слог заданным ударом, дети учатся интуитивно ощущать слоговую структуру слова.
Добавьте описание
На начальном этапе обучения игре на кахонах у ребенка формируется пространственное ориентирование и ощущение собственного тела в пространстве. Используются простые игры на отстукивание правой и левой рукой заданного ритма с проговариванием (левая-левая-правая, левая-левая-правая; правая-правая-левая-левая и т. д., усложняя алгоритм хлопками, выкриками “хэй!” и остановками.
Дополнительным помощником для детей выступает визуальные подсказки- карточки, а также синие и красные ладошки, расположенные на самом инструменте.
Игры разминки, служащие созданию нужного настроения:
- Используются игры на разогревание ладоней для наиболее комфортной игры на кахоне в последующем (“Разминаем ладони, как тесто”, “Тряска кистями”, “Потри ладони друг об друга”, “Сжимаем кулаки и разводим пальцы в стороны”, “Хлопаем в ладоши в одинаковом ритме”);
- Игры на изучение инструмента и возможностей звукоизвлечения. Исследуются нотные символы: пауза, крик “хэй!”, бас, снэер, хлопок.
- Игра “Передай звук” : дети сидят на кахонах, выставленных в полукруге. Педагог, начиная игру, проигрывает звук и “передает” этот звук следующему участнику полукруга.
В игре на кахонах целесообразно проводить занятия с детьми небольшой группой: не более 4-ех. Кахоны расставляются на достаточно комфортном расстоянии для свободного движения рук детей.
После подготовки дети приступают к играм на кахонах под руководством логопеда.
- “Знакомство” - ребенок должен пробарабанить свое имя;
- “Угадай звук” - дети прослушивают звук с закрытыми глазами, а потом воспроизводят его. В дальнейшем усложняя упражнение - дети прослушивают простейшие алгоритмы и воспроизводят их;
- “Выложи прослушанную мелодию с помощью карточек” - на начальном этапе используется не более 3-4 карточек;
- Командная игра на придумывание ритма;
- “Барабаним по слогам” - используя визуальные подсказки-карточки.
- “Простые рифмы для кахона” - легко запоминающиеся рифмованные строки мы сопровождаем движениями, а отчетливо и громко произнесенные строки служат дополнительной тренировкой дыхания и произнесения различных звуков. Речь, произносимая в определенном темпе под удары кахона на слоге способствует развитию у детей особой чувствительности к рифмам и, таким образом, быстрому пониманию их структуры.
- “Проигрывание мелодий” - детям предлагается проигрывать на кахоне мелодию и петь детские песенки (по слогам, опираясь на предложенную им нотную систему. Сначала отстукивание песенок по слогам в медленном темпе, затем в темпе музыкального сопровождения.
С кахоном процесс обучения и развития необходимых навыков превращается в увлекательную игру. С легкостью создается настроение для дальнейшего совместного музицирования.