Маленькая Ольга Ивановна
Музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников
Музыкальный руководитель : Маленькая Ольга Ивановна
Г. Ростов-на-Дону
МБДОУ "Детский сад №287"
Публикация «Музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Психологами давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, поэтому способны улавливать различные подробности музыкальных произведений. Но специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в детском саду только дважды в неделю: там большей частью происходит обучение вокальным навыкам и основным ритмическим движениям. Поэтому ребятам обязательно необходима практика, где они могли бы упражнять усвоенные знания и приобретённые способы действий. В этом малышам могут помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть неотъемлемой частью не только утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и просто свободного времени.
Значение музыкальной игры для дошкольника
Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:
1. Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.
2. Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление. Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.
3. Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.
4. Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.
5. Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.
Музыкальные игры, действительно, очень способствуют снятию напряжённости и раскрепощению дошкольников. В педагогической практике автора данной статьи была одна стеснительная девочка, которая практически не отвечала на занятиях, было сдержана в общении с одногруппниками. Но однажды я организовала с дошкольниками (на тот момент это была средняя группа) музыкальную игру «Тётя Весельчак», она очень динамичная и забавная. Так вот, эта девочка так раскрепостилась, так эмоционально выплясывала, что я на неё взглянула совсем другими глазами.
Приёмы организации музыкальной игры в разном дошкольном возрасте
В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они простые, подвижные, хороводные, совершенно не осложнённые теорией (например, воспитатель ходит с малышами под музыку «паровозиком», инсценирует коротенькую песенку или водит хоровод с очень простыми действиями).
Во второй младшей группе (3–4 года) дети уже знакомятся с простейшими музыкальными инструментами, учатся элементарно характеризовать мелодии (высокие и грустные, тихие и громкие, медленные и быстрые, осваивают некоторые танцевальные движения. Исходя из этого, и строятся музыкальные игры, например, «Птички и птенчики», «Отгадай, на чём я играю», «Какой колокольчик звенит?». При этом воспитатель активно использует жесты (низкие звуки — держит руки на животе, средние — соответственно, на груди и высокие — возле головы, картинки (бодрая музыка — изображение марширующих ребят, спокойная — спящих, игрушки (аналогично показывает, как кукла шагает или спит).
В младшей группе усложняются подвижные игры : малыши должны выполнить движения согласно темпу музыки. Музыкальные атрибуты также начинают включаться в сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).
Во второй младшей группе малыши уже способны выполнять движения в соответствии с темпом музыки
Воспитанники среднего звена (4–5 лет) уже имеют определённый музыкальный опыт, поэтому к вышеуказанным играм добавляются самостоятельные действия с дидактическими материалами (к примеру, «Озвучь инструмент на картинке»). Воспитатель должен создавать дошкольникам среду для самостоятельной деятельности — предлагать им настольно-печатные пособия: например, музыкальное лото или домино.
Воспитанники средней группы обычно с удовольствием играют в домино, в том числе музыкальное
Более успешно проходят игры из серии «Спокойное музицирование» на определение характера музыки. Однако музыкальные подвижные игры с правилами ещё вызывают затруднение. Некоторым малышам сложно сориентироваться, они запаздывают, начинают двигаться лишь после своих товарищей, не могут выдержать долгих пауз (убегают на место). Это обусловлено особенностями развития нервной системы, либо ребёнок часто болеет и редко посещает детский сад. К таким ребятам необходим индивидуальный подход. К примеру, педагог подсказывает: «Когда музыка станет громкой, будет танцевать Саша, а когда тихой — Катя».
Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе.
Музыкальные же игры для старших дошкольников становятся уже более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями, а будущие школьники (6–7 лет) споосбны даже проводить без педагога небольшим коллективом подвижные и хороводные игры, сами подбирая необходимые атрибуты. Исключением опять-таки будут недостаточно усидчивые ребята, с неуравновешенной психикой либо часто болеющие.
Воспитанники подготовительной группы уже могут самостоятельно организовать хороводную игру
Некоторые активные дети (лидеры по натуре) любят брать на себя роль педагога, проводят подвижные игры, однако, чересчур увлекаясь, они, иногда не способны охватить вниманием весь коллектив, делают паузы по ходу игрового действия.
Такие ребята, действительно, есть почти в каждой группе. В моей практике была одна девочка, которой я могла доверить провести подвижную игру, физкультминутку или пальчиковую гимнастику. И интересно, что другие ребята её слушались так же, как и педагога.
Сюжетно-ролевые игры музыкальной тематики в старшем дошкольном возрасте становятся более развёрнутыми, замысловатыми по сюжету. Например, ребята воображают себя участниками оркестра, преподавателями школы искусств, членами жюри и участниками вокального или танцевального конкурса (материал для игр заимствуется, в том числе, из просмотра телепередач) магазин музыкальных инструментов.
Подвижные игры
В ясельном и младшем возрасте будут уместны музыкальные игры-инсценировки, когда малыши выполняют движения соответственно словам песенки.
«Музыкальные Инструменты»
На пианино ля-ля-ля
На пианино ля-ля-ля
Так музыканты играют.
На барабане бам- бам- бам
На барабане бам- бам- бам
Так музыканты играют.
А на гитаре пам- па- пам
А на гитаре пам- па- пам
Так музыканты играют
На саксофоне па- па- пам
На саксофоне па- па- пам
Так музыканты играют.
А на трубе ду- ду-ду
А на трубе ду- ду-ду
Так музыканты играют.
Металлокольчики дзинь- дзинь- дзинь
Металлокольчики дзинь- дзинь- дзинь
Так в детском саду мы играем.
фа фа фа ля до ля фа соль соль фа ми ре до
Е. Железнова
https://www.tikitoki.ru/teksty-pesen-dlya-detey/detskie-pesenki-ekateriny-zheleznovoj
«Музыкальные игрушки»
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь — слушай колокольчик
Бам-бам-бам-бам — барабанчик
Бам-бам-бам-бам — барабанчик
Бам — слушай барабанчик
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлоп — хлопаем в ладоши!
Е. Железнова
https://www.tikitoki.ru/teksty-pesen-dlya-detey/detskie-pesenki-ekateriny-zheleznovoj
«Попрыгаем»
Вот носик, вот ушки, вот щечки, вот рот
Вот ножки, вот ручки, вот грудь, вот живот
Вот спинка, вот шейка, вот брови, вот лоб
А вот и ладошка и я по ней хлоп.
Вот носик, вот ушки, вот щечки, вот рот
Вот ножки, вот ручки, вот грудь, вот живот
Вот спинка, вот шейка, вот брови, вот лоб
А вот и ладошка и я по ней хлоп.
Е. Железнова
https://www.tikitoki.ru/teksty-pesen-dlya-detey/detskie-pesenki-ekateriny-zheleznovoj
«Различи темп». Подбирается мелодия или песня, где чередуется быстрый и медленный темп. Педагог показывает соответствующие два вида движений. Включается музыка, и дети начинают двигаться.
«Зайчики и волк». Звучит мелодия, символизирующая утро, — зайки поднимаются из своего домика полукруг (из стульев, потягиваются, умываются. Музыка меняется на более весёлую — начинаются прыжки по «лужайке». Мелодия становится грозной — это пришёл волк, который начинает догонять зайцев. В младшем возрасте роль вола исполняет педагог, в средней же группе это может быть ребёнок.
Игры для старшей и подготовительной группы целесообразно объединить. Ведь некоторые ребята в 6 лет уже идут в школу, и поэтому желательно сформировать у них к этому времени самые разные навыки.
1. «Надеть шляпку». Эта весёлая игра развивает коммуникативные и актёрские способности. Ребята стоят в кругу и под музыку передают друг другу шляпу. Когда мелодия замолкает, ребёнок, у которого оказался головной убор, должен надеть его на себя и выполнить задание, например, пройтись по кругу как лиса (медведь, зайчик, утка, пингвин и т. д.). В следующий раз задание меняется. Игру можно немного видоизменить — предлагать в каждом круге разные головные уборы (фуражка полицейского, военная пилотка или ковбойская шляпа, в соответствии с которыми строится задание (изобразить солдата, ковбоя и т. д.).
2. «Снежный ком». Аналогичная игра только на зимнюю тематику (будет актуальна на новогоднем утреннике). Ребята перекатывают друг другу большой «снежный ком» : это может быть объёмный мешок, набитый тканью. Тот ребёнок, у которого он остался (при выключении музыки, должен изобразить Деда Мороза, Снегурочку, снежинку и пр.
3. «Танец на газетке». Игра способствует коммуникации детей (нужно действовать с партнёром сообща, развивает у них ловкость и координацию движений. Ребята делятся на пары, каждая из них становится на развёрнутый газетный лист. Начинается танец. Когда же замолкает музыка, нужно свернуть газету вдвое, чтобы плясать дальше. В итоге побеждает пара, которая смогла станцевать на самом маленьком кусочке газеты, при этом не дотронувшись ногами до пола.
4. «Ручки-ножки». Дошкольники делятся на зрителей и танцоров. На первом этапе конкурса танцевать можно только руками. После следует пляска ногами, затем — головой и (самое сложное) глазами. Определяется лучший танцор, после чего две группы участников меняются местами.
Хороводные игры
Следующие игры подойдут для первой и второй младшей группы.
«Ровным кругом». Малыши, взявшись за ручки, идут по кругу. Педагог в это время поё т:
• Ровным кругом
• Друг за другом
• Мы идём за шагом шаг,
• Стой на месте!
• Ну-ка вместе
• Дружно сделаем вот так!
С окончанием слов ребята останавливаются и повторяют определённое движение вслед за воспитателем, к примеру, приседают, хлопают в ладоши, прыгают, поднимают ручки вверх и пр.
«Ходит Ваня». Один ребёнок стоит в кругу, остальные вместе с воспитателем водят хоровод. Педагог поё т:
• Ходит Ваня, ходит Ваня,
• Ищет Ваня, ищет Ваня,
• Для себя дружочка.
• Нашёл Ваня. Нашёл Ваня
• Для себя дружочка.
Малыш, который стоит в центре круга, выбирает для себя «дружочка» и танцует вместе с ним. Остальные же в это время им апплодируют. Затем игра продолжается со сменой ведущего.
«Мы по лесу идём». Ребята ходят по кругу, взявшись за руки. Педагог поё т:
• Мы по лесу идём,
• Зайца громко позовё м:
• «Ау-ау-ау!»
• Никто не откликается,
• Лишь эхо отзывается,
• «Ау-ау-ау!»
Вместо зайца можно звать любого зверя: лисичку, медведя, волка, кошку и т. д.
«Зайка». Малыши образуют в круг, один ребёнок становится в центре. Под музыку все водят хоровод и поют:
• Зайка, попляши,
• Зайка, поскачи.
• Кружочком повернись,
• Бочком посторонись.
• Вприсядку, зайка, нагнись,
• Подпрыгни и потянись.
Зайчик (ребёнок в центре круга) при этом делает движения согласно тексту песенки.
Начиная со средней группы можно практиковать музыкальные хороводные игры с ускорением темпа движений.
«Карусели». Воспитатель предлагает малышам покататься на карусели. Образуется круг. Педагог поё т:
• Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза,
Вот и кончена игра.
В конце движение замедляется.
Другая похожая хороводная игра – «Ёлочки-пенёчки».
• На ёлках иголки тонкие и колкие.
• А пеньки смолистые, липкие, душистые.
• Стройная, пушистая, ёлка серебристая,
• А пеньки с сучками, а сучки с крючками.
• Ёлочки, пенёчки, пенёчки, ёлочки,
• Ёлочки-ёлочки, пенёчки-пенёчки,
• Ёлочки,ёлочки, ёлочки, пенёчки
• Пенёчки, пенёчки, ёлочки, пенёчки…
При пении (или магнитофонной записи) первого четверостишия дети идут в кругу, взявшись за руки. А затем выполняют такие движения: при слове «пенёчки» нужно присесть, при слове «ёлочки» — встать. Слова песни повторяются, при этом ускоряется её темп.
Таблица: игра «У оленя дом большой»
У оленя дом большой, складываем руками над головой крышу дома.
Он глядит в своё окошко. показываем руками перед собой квадратное окно
Зайка по полю бежит, изображаем бег на месте
В дверь ему стучится! изображаем стук кулаком в дверь.
Тук-тук, дверь открой, стучим правой ногой в пол
Там в лесу охотник злой, показываем большим пальцем за плечо,
изображаем руками ружьё
Зайка, зайка, забегай, лапу мне давай. делаем приглашающий жест — машем ладонью к себе, выставляем руку вперёд ладонью наружу
Также повторение слов с ускорением темпа.
«Тётя весельчак». Первые две строки каждого четверостишия — дети водят хоровод. В остальное время делают соответствующие движения.
• У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, руки мои руки, мои руки хороши
Ах, руки мои руки вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, плечи мои плечи, мои плечи хороши
Ах, плечи мои плечи вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, боки мои боки, мои боки хороши
Ах, боки мои боки вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, ножки мои ножки, мои ножки хороши
Ах, ножки мои ножки вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, ухи мои ухи, мои руки хороши
Ах, ухи мои ухи вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, ручки мои ножки, мои ножки хороши
Ах, боки мои плечи вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, губы мои губы, мои губы хороши
Ах, губы мои губы улыбнёмся для души!