Николаева Жанна
Музыкальные игры для занятий, праздников и развлечений
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные игры для занятий, праздников и развлечений
Примечание: данная разработка и подборка игр полностью соответстсвует современным требованиям ФГОС и одобрена к публикации в ходе презентации на Объединении музыкальных руководителей Кировского района Ленинградской области.
ИГРА «ШУСТРЫЙ ОРКЕСТР» от 4-х лет
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
• Четкое разграничение двухчастного звучания мелодии
• Развитие чувства ритма
• Творчество в элементарном музицировании
• Умение двигаться, согласно темпу и характеру мелодии
• Развитие реакции
Публикация «Музыкальные игры для занятий, праздников и развлечений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : любая двухчастная мелодия в среднем или быстром темпе.
( например: «Полька» М. И. Глинки; «Ах, ты береза» р. н. м. ; «Вместе весело шагать», «Добрый жук»).
ХОД ИГРЫ : Выбираются 4-6 участников. На середину зала выставляется столик с разными детскими музыкальными инструментами, разложенными по периметру стола.
МУЗЫКА А : Дети двигаются поскоками, маршем, приставным шагом или легким бегом, в зависимости от темпа и характера мелодии.
МУЗЫКА Б : Останавливаются, быстро берут со стола инструмент, находящийся ближе всего и играют на нем., согласно ритмическому рисунку заданной мелодии.
ПОВТОРЕНИЕ МУЗЫКИ А : Дети кладут инструменты обратно на стол и повторяют движение вокруг стола. В это время взрослый убирает 1 инструмент.
ПОВТОРЕНИЕ МУЗЫКИ В : Участники останавливаются, берут лежащий рядом инструмент. Тот, кому он не достался –выбывает из игры.
(игра повторяется до тех пор, пока не останется 1 ребенок-победитель).
ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ ТАНЦОР» от 5 лет
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :
• Развитие координации движений
• Память движений
• Развитие чувства ритма
• Развитие коммуникации
• Развитие творчества
• Тренировка опорно-двигательного аппарата
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : любой современный эстрадный хит с четким ритмом и средним темпом. (Лучше всего подойдет музыка в стиле латино).
Ход ИГРЫ:
Диджей (или любой другой подходящий персонаж детского праздника) предлагает детям устроить настоящую праздничную дискотеку и говорит :
«Научиться танцевать,на самом деле, очень легко, стоит только немного разучить простые движения. А теперь, те кто хочет научиться,- повторяйте за мной!» (Ведущий-диджей показывает нижеприведенные движения для рук, ног и головы, говорит, как они называются, дети повторяют и запоминают названия. Далее движения частей тела комбинируются, например: марш-бочка-часики и т. д… После взрослый ведущий предлагает побыть диджеями желающим детям по-очереди).
ДВИЖЕНИЯ ГОЛОВЫ:
1. «Часики» : наклоны головы от плеча к плечу;
2. «Сова» : повороты вправо-влево;
3. «Земля-небо» : поднять вверх, опустить вниз ;
4. «Качалки» : частые кивки ;
5. «Орбита» : кружение головой на 360 гр. вправо и влево.
ДВИЖЕНИЯ РУК:
1. «Руль» : характерное имитирующее движение перед грудью, сжав ладони.
2. «Стирка» : согнув пальцы, трут широкой амплитудой ладонью о ладонь у одного и другого бедра;
3. «Заплыв» : движения плавательного стиля кролем;
4. «Бочка» : моталочка перед грудью, согнув руки в локтях от себя и к себе;
5. «Мельница» : подняв параллельные руки над головой, выполняются вращательные движения обеими руками в одном направлении;
6. «Робот» : отрывистое постепенное и поочередное поднятие и опускание рук, сгибая в локтях;
7. «Давай-давай!» : поочередное выбрасывание то правой, то левой руки над головой на счет раз-два.
ДВИЖЕНИЯ НОГ:
1. «Марш» : традиционная маршевая ходьба;
2. «Твист» вращательные движения, согнув в колени и выставив то правую, то левую ногу, то на обеих сразу;
3. «Гопак» : поочередное выбрасывание ног в стороны на поскоках;
4. «Кан-кан» : поочередное выбрасывание ног на поскоках вперед;
5. «Степ» притопы вправо-влево на приставном шаге.
ИГРА «ДРУЖНЫЕ ПАРЫ» 5-7 лет
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Развитие слухового внимания;
2. Развитие коммуникации;
3. Координация тела;
4. Координация движений в пространстве;
5. Развитие реакции
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : «Лимонадный дождик».
ХОД ИГРЫ :Вначале ведущий-взрослый (Карлсон, Лесовичок, Мери Поппинс, затем ведущий-ребенок (по желанию ребенка, объявляет: «Внимание, идет дождь!», звучит громкое музыкальное сопровождение, во время которого дети по -одному, свободно
И легко разбегаются по залу. Затем ведущий объявляет: : «Внимание, дружные капельки!»,- музыка ненадолго смолкает, дети быстро находят себе пару и ожидают следующих слов, взявшись обеими руками лицом друг к другу. Ведущий объявляет дальше следующие фигуры в произвольном порядке (первый раз показав их одновременно с кем-нибудь из детей, музыка продолжает играть.
• «Ракеты»-пары, поднимаются на носки, вытянув руки ладонями вверх;
• «Кусты»-садятся на корточки, закинув руки на плечи друг другу и растопырив пальцы;
• «Сугроб»-сидя обнимают друг друга, поджав вниз головы;
• «Радуга-дуга»- прикоснувшись ладонями описывают полукруг в одну и другую стороны;
• «Лодочка»- кружатся, широко раскинув соединенные в ладонях руки;
• «Паровозик»- ладони рук соединены на уровне груди, вращательные движения и одновременно шаги на месте;
• «Ладошки»- хлопают под музыку по ладошкам друг друга;
• «Хлопошки»-хлопают в ладоши под музыку;
• «Веселые ребята»- взявшись за руки, прыгают на месте.
Игра поэтапно повторяется еще 1-2 раза.
СЕНСОРНАЯ ИГРА «ГРОЗА» от 5 лет
(рекомендуется для проведения в сенсорной комнате при наличии светодиодного модуля «Гроза»и большого металлического листа)
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :
1. Развитие аккустического слуха и памяти;
2. Развитие моторики;
3. Массовая слаженность координации движений;
4. Снятие эмоционального напряжения;
5. Дыхательная гимнастика
ХОД ИГРЫ : Музыкальный руководитель предлагает детям послушать в записи шумы: «ветер», «дождь», «гром», «ливень», «дождь в городе»; «голоса птиц» и просто тишину. (Одновременно на режимах разной интенсивности включается светодиодный модуль «Гроза».
-Ребята, а хотите, мы сейчас с вами можем все это повторить, но только при помощи наших рук ног и голоса? (Ответы детей).
-Тогда давайте встанем в круг и вместе сделаем и послушаем «грозу».
Я буду называть то, что надо выполнять, а потом медленно пойду по кругу и тот, до кого я дотронусь, начинает делать то, о чем прошу. Начинаем! (муз. руководитель объявляет нижеперечисленное, а сам медленно идет внутри круга, касаясь плеча детей. В результате, игра плавно идет по звуконарастанию, затем по убывающей).
• «Дует легкий ветер»- дети без напряжения дуют, свернув губы трубочкой;
• «Ветер усиливается» -дети продолжают дуть, но с усилием;
• «Зашелестела листва»- интенсивно трут ладонью о ладонь;
• «Попрятались птицы»-легкие одиночные хлопки округленными ладонями;
• «Попрятались звери»- легкое попеременное шарканье стопами;
• «Затаились в укрытиях и домах люди» - тихо произносят поднеся палец к губам:«Шшшшш».
• «Закапали первые капли»- легкие шлепки по коленям;
• «Пошел сильный дождь»- громкие шлепки по коленям и одновременное включение модуля «Гроза»;
• «Сверкнула молния» - включение и выключение света, продолжать шлепать по коленям;
• «Грянул гром» - все одновременно подрыгивают на месте, (и потрясти железным листом, можно одновременно запрыгнуть на него, если позволяет размер или постучать по тазу половником);
• «И вот начался настоящий ливень» - громко и быстро хлопают прямыми ладонями;
• «Дождь стихает» - легкие хлопки;
• «Почти закончился» - одиночные шлепки по коленям;
• «Гроза стихла. Давайте послушаем тишину и подышим свежим-свежим воздухом, вот так» - медленный вдох через нос и медленный выдох через рот.
• «Как хорошо вокруг, правда?»- дети поворачивают в стороны головы и отвечают.
ИГРА-РАЗВЛЕЧЕНИЕ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ»
4-5 ЛЕТ
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :
1. Развитие танцевального творчества;
2. Закрепление представления о фигурах: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник; овал;
3. Развитие коммуникации;
4. Развитие реакции;
5. Развитие зрительной памяти;
Умение слаженно действовать в коллективе, согласно
условиям игры.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : «Разноцветная игра», «В мире много сказок»,«Храбрый зайчик»(А. Пинегин); «Варенье» (трек к м. ф. «Маша и Медведь»); «Песня Лисы» (из м. ф. «Буренка из Маслёнкина»); «Две лягушки»; «Песня козлят» (из м. ф. «Волк и семеро козлят»).
АТРИБУТЫ: 5 обручей на полу, разложенных на достаточном расстоянии друг от друга по кругу; самодельные картинки-открытки на картонной основе, большого формата с изображениями на цветном фоне разного цвета: зайчика, медведя, лисы, лягушек и козлят, разрезанные на равные части, по фрагменту на каждого участника (если на 4 части разрезать каждую картинку, то выйдет на 20 участников, они широко раскладываются по центру зала.
ХОД:
По условиям игры, обговаривается, что все участники делятся предварительно на несколько равных по числу участников команд: зайчики, медвежата, лисята, лягушата и козлята (число команд можно варьировать по усмотрению педагога) и располагаются на стульчиках каждая возле своего «домика» (обруча) лицом в общий круг.
Под звучание 1 куплета и припева песни «Разноцветная игра», дети свободно двигаются по залу. С окончанием музыки дети подбегают к разрезанным открыткам, теперь звучит песня «В мире много сказок», под которую команды выбирают фрагмент открытки нужного цвета и собирают в своем обруче зверя, которого они представляют.
Затем, в том порядке, в котором команды собрали открытки, они представляют себя: в произвольном танце изображают под соответствующую (см. музыкальное сопровождение) музыку зайчиков, медведей, лис, лягушат и козлят.
Остальные дети на время становятся зрителями и приветствуют выступающих апплодисментами.
Выступление заканчивается вручением угощения.
НОВОГОДНЯЯ ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЕД МОРОЗ» с детьми от 3-х лет.
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :
1. Создание веселого, праздничного настроения;
2. Раскомплексованность и ощущение успешности;
3. Развитие внимания и реакции;
4. Творчество в элементарном музицировании;
5. Слаженность при участии в детском оркестре.
6. Развитие фонематического слуха.
АТРИБУТЫ: небольшой тканевый мешочек с инструментами: бубен, 2 ложки, трещетки, маракас.
ХОД:
ДЕД МОРОЗ (поет на мотив «Два веселых гуся») :
-Я,веселый Дед Мороз
Борода и красный нос.
Угадайте же, друзья,
Что в мешочке у меня?
ДЕТИ: Подарки! Конфеты! Игрушки! (и т. д)
Не доставая, а только запустив руки в мешочек, извлекает звук из любого инструмента. Дети отгадывают на слух звучащий инструмент. Дед Мороз дает в руки этот инструмент тому, кто первым угадал. Далее Дед Мороз снова каждый раз поет песню и просит угадать по звучанию следующие инструменты. Так собирается небольшой оркестр детей-музыкантов.
СНЕГУРОЧКА: Угадала детвора, значит нам плясать пора!
ДЕД МОРОЗ: А ну-ка, музыканты, сыграйте нам дружнее, а Дедушка Мороз со Снегуркой вам спляшут веселее!
Звучит «Комаринская», вышедшие дети играют на инструментах, Дед Мороз со Снегурочкой весело танцуют, а зрители хлопают.
НОВОГОДНЯЯ ИГРА «СНЕЖНАЯ ФИГУРА»
для детей от 4-х лет.
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Развитие творчества в движении;
2. Ассоциативное мышление;
3. Развитие реакции
4. Снятие эмоционального напряжения
ХОД:
В записи звучит «метель», «пурга».
ДЕД МОРОЗ: (СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, ЛЕШИЙ, СНЕГОВИК, др.)
-Метель заметает раз,
Метель заметает два,
Метель заметает три, (дети раскачивают руками)
Фигура из снега, замри! (застывают в задуманной позе)
Новогодний персонаж-ведущий неспеша обходит детей, называя предполагаемые фигуры, в которые изображают дети.
- Мы фигуры поменяем
А сейчас все дружно таем-таем!
Дети плавно присаживаются, затем встают и игра повторяется.
НОВОГОДНЯЯ ИГРА «СНЕГУРОЧКИНЫ ЗАГАДКИ» 4-6 л.
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Развитие воображения;
2. Развитие чувства юмора;
3. Коммуникация;
4. Развитие моторики, мимики, артистизма, тембральности;
5. Умение слаженно действовать в коллективе;
6. Снятие эмоционального напряжения
Дети стоят вокруг елки, в центре стоят Дед Мороз и Снегурочка.
СНЕГУРОЧКА: Дедушка Мороз, а ты любишь загадки?
ДЕД МОРОЗ: Конечно люблю и с удовольствием их отгадаю, загадывайте!
СНЕГУРОЧКА: А у нас загадки не простые. Сейчас ты отвернешься к елке, зажмуришь глаза, закроешь руками уши, а я с ребятками придумаю для тебя загадки. Потом, когда я подойду и дотронусь до твоего плеча, тебе нужно повернуться, открыть глаза и уши и отгадать то, что мы сейчас будем делать, хорошо?
ДЕД МОРОЗ: Ах ты, затейница! Видать, и вправду интересными будут ваши загадки! Посмотрим-посмотрим… (отворачивается, закрывает глаза и уши).
СНЕГУРОЧКА: Ребята, сейчас мы с вами будем делать так, как-будто играем на дудочке (подносит пальцы ко рту, перебирая ими) «ду-ду-ду, ду-ду-ду»…
(Дети повторяют и замолкают. Снегурочка подходит к Деду Морозу, хлопает его по плечу, он разворачивается, открывает глаза и отнимает руки от ушей. Дети со Снегурочкой загадывают первую загадку).
ДЕД МОРОЗ: А-а, я догадался, вы молоко пьете! (дети, посмеявшись называют правильный ответ. Дед Мороз снова отворачивается).
СНЕГУРОЧКА: А теперь мы будем как-будто играть на скрипке (показывает) вот так : «дили-дили-дили-дили»… (Дети повторяют и смолкают, а Снегурочка вновь разворачивает Деда Мороза к детям, они загадывают новую загадку).
ДЕД МОРОЗ: Я догадался! Это вы бороду чешете! (дети, посмеявшись, называют правильный ответ. Дед Мороз отворачивается последний раз).
СНЕГУРОЧКА: Ну а теперь мы с вами будем как-будто на деревянных ложечках стучать, вот так (кулачками друг об друга) : «тук-тук-тук-тук-тук-тук».
Дети повторяют и смолкают, а Снегурочка разворачивает Деда Мороза последний раз. Дети повторяют свою загадку.
ДЕД МОРОЗ: Ну, это совсем просто, - вы гвозди забиваете! (дети сеются и называют правильный ответ).
ИГРА «НЕЗЕВАЙ-КА» 5-7 лет
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Развитие реакции ;
2. Развитие координации движений в пространстве;
3. Коммуникация;
4. Развитие чувства ритма;
5. Танцевальное творчество
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : Фрагменты вальса (Грибоедов, Шопен. Штраус); польки (Глинка, Чайковский, Рахманинов); марша («Парад алле», военный, спортивный); русской народной мелодии («Ах, ты береза», «Светит месяц», «Красный сарафан», детских популярных песен («Есть друзья», «Барбарики», «Улыбка»,.)
ХОД:
ВЕДУЩИЙ : -Ребята, сейчас мы с вами поиграем в веселую игру, которая называется «Незевайка». У нас сегодня с вами 2 команды: команда девочек будет называться «Ромашка» и команда мальчиков – «Василек»(сразу выбираются капитаны команд). Пока будет звучать музыка, вы шагаете, прыгаете, бегаете, танцуете, словом, двигаетесь так, как вам подсказывает музыка. Но, как только музыка смолкнет, - ждите команды, как вам надо будет построиться. Чья команда больше раз правильно построиться – та и победит.
• Звучит «Марш», дети произвольно маршируют по залу;
-Внимание! Строимся в 2 колонны за капитанами.
• Звучит «Полька», дети поскоками двигаются по залу;
-Внимание! Строимся в шеренги!
• Звучит «Светит месяц», - дети спокойно прохаживаются по залу;
-Внимание! Строимся в хороводы!
• Звучит «Вальс», дети легко разбегаются на носочках;
-Внимание! Находим себе пару!
• Звучит песня «Барбарики», дети прыгают везде на двух ногах.
- Внимание! Строимся по росту в 2 колонны.
ИГРА «ПЕРЕТАНЦУЙ» от 3-х лет
( Рекомендуемые персонажи для ведущего: Карлсон, Пеппи, Клоун).
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Развитие координации движений;
2. Развитие чувства ритма;
3. Образное мышление;
4. Танцевальное творчество
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : «Чунга-Чанга», «Кукарелла», «Финская полька», хорватская мелодия «Жуки» и т. п.
ХОД:
Ведущий предлагает детям поиграть в веселую музыкальную игру в кругу на выбывание. Условия игры такие, что дети делают под музыку то, что называет ведущий, тому, кто не успевает, ведущий дает «билет зрителя» (разрезанные цветные открытки) и тот, сев в «зрительный зал», просто хлопает в ладоши под музыку оставшимся участникам.
Когда остается всего 2 участников, ведущий поворачивает их лицом друг к другу, а сам продолжает говорить в очень быстром темпе. В окончании игры музыка смолкает и «зрителями» по числу аплодисментов и оваций выбирается победитель.
Варианты реплик ведущего:
• -танцуют только: брови (поднимают-опускают); щеки (раздувают); губы (вытягивают); языки (вверх-вниз, вправо-влево); головы (качают); плечи (поднимают-опускают); животы (выпячивают и втягивают); бедра (покачивают); пальцы (как на пианино); локти (раздвигают в стороны и назад); колени (поочередно поднимают ноги, согнутые в коленях); носочки (ходьба на носках на месте); пяточки (ходьба на пятках).
• -танцуют вместе: голова и носочки; плечи и пяточки; брови и коленки…
• -танцуют вместе: щеки, плечи и носочки; губы, живот и пяточки; язычок, голова и бедра, и т. д.
ТАНЕЦ – ИГРА «КЛУМБА» 4-5 лет
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки;
2. Развитие зрительной памяти;
3. Развитие реакции;
4. Коммуникация;
5. Творчество
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : «Волщебный цветок» (из м. ф. «Шёлковая кисточка».
АТРИБУТЫ: 4 обруча по краям зала, 4 вида цветов, разделенных на 4 подгруппы детей.
ХОД:
Дети с одинаковыми цветами располагаются вокруг обручей, внутри которых располагаются 4 детей-водящих с такими же цветами. Все присаживаются на корточки, опустив голову вниз.
МУЗЫКА ВСТУПЛЕНИЯ : Выбранный по считалочке ребенок с детской лейкой обегает «клумбы», имитируя полив цветов и, отложив лейку в сторону и взяв в руки палочку, становится «садовником-дирижером».
1-й куплет: Дети-цветы с разных клумб по движению дирижерской палочки по-очереди «вырастают» на каждое предложение.
«Может»--- медленно перекладывают цветок из руки в руку, каждый раз отведя в сторону руку (всего 4 раза)
«Самый сказочный»… - рука с цветком медленно поднимается вверх
«самый волшебный». - также опускается вниз (повторить оба движения);
«ля-ля»… - поочередное выставление ног на носок 4 раза и кружение на месте (2 раза).
2-куплет: дети ходят врассыпную, перемешавшись, по всему залу; на припев движения те же. С ними одновременно ходят и дети-водящие. На окончание 2-го припева водящие бегут в любой другой обруч, а остальные дети выстраиваются вокруг, образуя клумбу в другом месте.
Далее все дети кладут свой цветок в обруч и подойдя к соседней клумбе (смена по ходу движения, берут другой цветок. Садовником назначается другой ребенок, игра полностью повторяется еще раз.