Наталья Валентиновна Силаева
Конспект беседы в музыкальной гостиной для младших классов ДШИ и родителей «Музыкальные династии наших соотечественников»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные династии наших соотечественников.
Конспект беседы в Музыкальной гостиной для учащихся младших классов ДШИ и родителей.
2023 год объявлен годом педагога – наставника. Это даёт прекрасный повод для беседы о династиях знаменитых музыкантов - наших соотечественниках. (1 слайд)
Публикация «Конспект беседы в музыкальной гостиной для младших классов ДШИ и родителей „Музыкальные династии наших соотечественников“» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Слово «Дина стия» происходит от греч. — власть, господство, род.
В биографии многих музыкантов явно есть преемственность поколений. (2 слайд)
Почти каждый музыкант получал свои первые уроки именно от родителей, бабушек или дедушек. В журналах серии «Знаменитые династии России» собрана уникальная информация о династиях нашей страны разных времён. (3 слайд)
Сегодня пойдёт речь о музыкантах. (4 слайд)
Начнём нашу встречу с рассказа о легендарной педагогической династии семьи Гнесиных. (5 слайд)
Пять сестёр и брат Михаил создали новый тип многоступенчатого музыкального образования. Главным организатором была
Елена Фабиановна Гнесина (1874–1967). Пианистка, педагог, общественный деятель, композитор на протяжении 72) лет Елена Фабиановна возглавляла комплекс музыкальных учебных заведений. Их главным направлением стала подготовка не только исполнителей на музыкальных инструментах, но и педагогов, которых очень не хватало в стране.
Она называла себя «музыкантом-строителем», потому что вникала во все подробности возведения и оснащения учебных зданий. Среди ее воспитанников такие знаменитые пианисты, композиторы, дирижеры, как народные артисты СССР Л. Н. Оборин, А. А. Бабаджанян, Б. А. Чайковский, Г. Н. Рождественский.
В 2004 году перед входом в Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных в Малом Ржевском переулке был установлен памятник Ел. Ф. Гнесиной в ознаменование ее исторической роли в развитии культуры Москвы.
Родоначальник светомузыки Александр Николаевич Скрябин по традициям воспитания в дворянских семьях XIX века обучался музыке дома и у знаменитого педагога того времени Сергея Ивановича Танеева. (6 слайд)
Александр Николаевич активно готовился к карьере пианиста. Однако чрезмерными занятиями повредил руку и сосредоточился на композиторской деятельности. Богатая фантазия помогла создать Скрябину грандиозные миры, в которых музыка, свет, танец, ароматы преображают людей. По замыслу автора, это поможет создать новую реальность без зла, войн и распрей.
Послушаем фрагмент его знаменитой «Поэмы экстаза».
В музыкальной поэме «Прометей» впервые в истории музыки появляется световая строка.
Его талантливый сын Юлиан трагически погиб в 11 лет. Однако он уже успел заявить о себе как о композиторе — стал автором нескольких пьес, которые не раз звучали на большой сцене.
Звучит «Эпизод фашистского нашествия» из «Ленинградской симфонии». Предлагается назвать эту музыку и его автора. (7 слайд)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович унаследовал любовь к музыке от своей матери — выпускницы Петербургской консерватории Софьи Шостакович. Именно мама была первой учительницей маленького Дмитрия. Позже будущий лауреат многочисленных премий и глава Союза композиторов также обучался в Петроградской консерватории.
Его сын Максим Дмитриевич посвятил себя музыке и стал дирижером. Долгое время он руководил Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР, много работал за рубежом в качестве дирижера. Максим Дмитриевич Шостакович бережно хранил наследие отца и записал все его симфонии в исполнении Пражского симфонического оркестра.
Послушайте музыкальную загадку. Звучит «Гуляние на Масляной горе» из балета «Петрушка». Автор музыки – Игорь Фёдорович Стравинский. (8 слайд)
Его называли «Композитор- хамелеон», «Человек 1000 и 1 стиля». Потому что за свою супердолгую 70-летнюю карьеру он сочинял во всех известных стилях, жанрах и формах. Его отец Федор Стравинский был известным оперным певцом, солистом Мариинского театра. Мама композитора Анна была великолепной пианисткой, постоянным концертмейстером своего мужа. Сын Стравинского, Святослав Сулима-Стравинский, продолжил эту музыкальную династию и стал пианистом.
А сейчас прошу всех встать. Звучит Гимн России. Автор этой музыки - композитор Александр Васильевич Александров. (9 слайд)
Интересно, что начинал главный певец величия Советского Союза свою карьеру в церковном хоре, а потом и в храме Христа Спасителя. Александр Васильевич Александров возглавлял Ансамбль песни и пляски Советской армии, преподавал в Московской консерватории, Хотя Александров писал и симфоническую музыку, и оперу, в первую очередь он был известен как автор военных песен «Священная война», «В поход! В поход!», «Первая конная», «Несокрушимая родная армия».
Его сын Борис продолжил дело отца: пел в хорах, а потом стал дирижером Центрального театра Красной армии. Позже Борис Александрович возглавил Ансамбль песни и пляски Советской армии. Самым известным произведением Александрова-младшего стала музыка к кинофильму «Свадьба в Малиновке».
Звучат Куплеты Курочкина из кинофильма «Свадьба в Малиновке».
Два других сына Александра Васильевича, Владимир и Александр, тоже стали композиторами и в разное время также возглавляли оркестр Ансамбля песни и пляски Советской армии. Впоследствии многие продолжатели династии Александровых работали в этом ансамбле.
Звучит «Лебедь» К. Сен-Санса. Вопрос к залу: как называется это инструмент? - Виолончель.
Предлагаю познакомиться с музыкальной династией Ростроповичей. (10 слайд)
Начнём с Витольда Ростроповича, деда знаменитого виолончелиста Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Витольд Ростропович был композитором, педагогом, концертирующим пианистом. Отец Мстислава Леопольд Ростропович был виолончелистом, выпускником Петербургской консерватории и преподавателем училища имени Гнесиных. Его жена Софья была пианисткой, выпускницей Московской консерватории.
Неудивительно, что Мстислав Ростропович с самых ранних лет стал заниматься музыкой с родителями. Закончив Московскую консерваторию по классу виолончели, он стал активно гастролировать. Ростропович был лауреатом многочисленных премий, в его послужном списке целых пять премий «Грэмми». В браке с оперной певицей Галиной Вишневской у Ростроповича родились две дочери, Ольга и Елена, которые также связали свою жизнь с музыкой. Старшая дочь Ольга в наши дни возглавляет музыкальный фонд Ростроповича, помогающий молодым музыкантам.
Постарайтесь узнать очень популярные песни наших следующих представителей музыкальной династии.
Звучат фрагменты песен из кинофильмов Дунаевских: «Марш веселых ребят», «Песня о Родине», «Песня о Волге», увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта», «Ой, цветёт калина», «Песня мушкетёров», «Ветер перемен».
Исаак Осипович Дунаевский родился в музыкальной семье: его дед был церковным певчим, а мама играла на фортепиано. (11 слайд)
Уже в пять лет Дунаевский мог на слух подбирать мелодии, а в десять стал студентом Харьковского музыкального училища, затем училища Гнесиных. В 1920-е годы он начал писать оперетты, которые ставили на сценах Театра сатиры и Московского государственного театра оперетты. В 1930-е Дунаевский стал популярным кинокомпозитором и за свою карьеру написал музыку к десяткам лент: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта», «Кубанские казаки» и многим другим. Исаак Дунаевский написал около ста популярных песен.
Его сын Максим Исаакович Дунаевский также проявил себя как кинокомпозитор: стал автором музыки к фильмам «Д’Артаньян и три мушкетера», «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания!». Он работал музыкальным руководителем театральной студии МГУ «Наш дом», дирижером Театра имени Вахтангова, руководил Мюзик-холлом и театром студии Музыкальной драмы.
В завершении нашей встречи попрошу вас вспомнить наших главных героев. (называют и получают маленькие сувениры).
(12 слайд)
Обучение в музыкальной школе даёт шанс стать продолжателем или основателем творческой династии. Спустя годы многие наши выпускники приводят своих детей и внуков в ДШИ, создавая преемственность поколений в музыке.