Ирина Кисловская
Музыкальное занятие. Знакомство с маршем
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С МАРШЕМ»
МБДОУ “Детский сад №33» г. Ачинск Красноярский край
Музыкальный руководитель Кисловская И. А.
ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о разнообразии маршевого жанра.
ЗАДАЧИ:
- учить определять характер музыки и передавать его через движения своего тела;
- учить начинать движение после музыкального вступления;
- активизировать словарь детей (названия маршей, определения характера музыки);
Публикация «Музыкальное занятие, Знакомство с маршем» размещена в разделах
- развивать координацию, выразительность движений;
- совершенствовать умения слышать сильную долю такта, ритмический рисунок музыки, воспроизводить ритм звучащими жестами (с помощью кулачков, пальцев, ладоней) и на детских музыкальных инструментах;
- воспитывать в детях чувство патриотизма, сопричастности к всенародным, государственным праздникам, доброжелательность, вежливость.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛ: посылка, иллюстрированный альбом «В мире музыки», музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, фонограммы, детские музыкальные инструменты, букетики цветов, табличка с эмблемой Олимпиады 2014г., флажки, обручи.
Ход ЗАНЯТИЯ.
(Дети с воспитателем входят в зал. Муз. рук. встречает их в центре ковра. Дети выстраиваются на ковре кругом.)
М. Р. (пропевает) Здравствуйте,ребята!
Дети (пропевают) Здравствуйте!
М. Р. Я рада всех вас видеть на муз. занятии.
(Неожиданно открывается дверь в муз. зал и входит сотрудник д/с)
Сотрудник Ирина Анатольевна! В детский сад для вас пришла посылка!
(Сотрудник отдаёт и уходит, муз. руководитель возвращается к детям в круг с посылкой в руках)
М. Р. Я люблю получать посылки! А вы, ребята?. Интересно – от кого посылки?. Давайте вскроем её и узнаем!
(М. р. открывает посылку и достаёт письмо, начинает читать:)
«Здравствуйте, ребята! Я много раз наблюдала за вами во время музыкальных занятий. Вы – трудолюбивые, любознательные, талантливые девочки и мальчики. Хочу подарить вам подарок – замечательный альбом, в котором живут марши…Ребята, вы знаете, что это за музыка «марш»?. (Музыка под которую шагают, маршируют) Сам же альбом – волшебный! Чтобы его открыть, надо исполнить какую-нибудь песню-марш. Подпись – Фея Музыки».
М. Р. Ребята, у нас есть знакомая музыка, чтобы была и песня, и марш?. Чтобы можно было и петь и шагать под неё?
Дети Есть! Песня «Весёлый ветер»!
М. Р. Тогда вперёд! Исполним песню-марш! Уж очень хочется посмотреть на этот волшебный альбом!
(Дети исполняют 1 куп. Песни-марша «Весёлый ветер» с пением и движениями)
М. Р. Условие Феи мы выполнили, песню-марш исполнили. Теперь занимайте места на стульчиках, будем знакомиться с волшебным альбомом!
(Дети садятся на стульчики. М. р. достаёт альбом из посылки, открывает первый лист.)
М. Р. Ребята, что изображено на первом листе альбома?
Дети …
М. Р. Стройными рядами шагают друг за другом солдатики. Вы догадались, о какой музыке ведётся речь?
Дети «Марш деревянных солдатиков»
М. Р. А кто написал этот знаменитый марш?
Дети Композитор П. Чайковский
(На экране компьютера смотрим слайд с портретом Чайковского) М. Р. Давайте вновь услышим марш, под который шагают деревянные солдатики, а чтобы нам было интересно слушать, будем показывать пальчиками, как шагают игрушечные солдатики. Наши пальчики – будут изображать ноги солдатиков…Какая у нас большая армия получилась!
(Дети слушают «Марш деревянных солдатиков» и выполняют пальчиковую гимнастику)
М. Р. Скажите, музыка в этом марше звучала тяжело, низкими звуками или легко, высокими звуками?
Дети …
М. Р. А почему?. Солдатики большие или маленькие?.
Дети …
М. Р. Правильно, солдатики игрушечные, маленькие, поэтому и музыка звучит легко, отрывисто, звонко. Этот марш можно назвать «Игрушечным». Продолжаем листать альбом, знакомиться с маршами!
(М. р. включает запись фрагмента «Марша Черномора» М. Глинки)
М. Р. Ребята, вы не испугались?. Какая зловещая музыка! Кто бы мог под неё маршировать?. Может волшебный альбом подскажет?.
(М. р. открывает следующий лист альбома)
М. Р. Картинка какая-то странная. (вместе с детьми рассмотреть, кто изображён на картинке, дети составляют рассказ по картинке)
М. Р. Ребята, я такую картинку уже видела…Да-да…Я вспоминаю! Здесь запечатлён фрагмент сказочного музыкального спектакля, его я смотрела в театре. Герои спектакля пели, потому что это была опера, а сюжет был такой: храбрый витязь Руслан и княжна Людмила решили пожениться. Во время их свадебного торжества веселье прерывается: раздаются удары грома, наступает темнота. Гости от страха замирают. Когда же вновь становится светло, все с ужасом видят, что невеста Людмила исчезла! Это злой волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Черномор – это уродливый и злой карлик с длинной бородой. Он очень хочет понравиться Людмиле: наряжается в богатые одежды и идёт к ней, окружённый толпой рабов. Черномор шествует под марш, музыка звучит зловеще, резко, отрывисто.
(Перед вторым прослушиванием «Марша Черномора» отхлопать ритм главной мелодии, проанализировать характер всех тем и подобрать детские муз. инструменты для исполнения в оркестре «Марша»)
М. Р. Черномор – герой сказочный, придумал его великий русский поэт, писатель А. С. Пушкин.
(На экране показать слайд с портретом А. Пушкина)
М. Р. А музыку со сказочным маршем написал русский композитор М. Глинка.
(На экране показать слайд с портретом М. Глинки)
М. Р. Продолжим знакомство с волшебным альбомом!
(Открыть следующий лист в альбоме, где изображены спортсмены, марширующие по стадиону).
М. Р. Теперь нас встречают…как вы думаете, кто?.
Дети …
М. Р. Правильно, спортсмены. Они шагают под музыку спортивного марша. Через 3 года в нашей стране, в городе Сочи, будет Олимпиада. К нам приедут состязаться спортсмены со всего мира, а наши спортсмены, как хозяева, будут открывать этот спортивный праздник.
(На экране идёт показ слайдов о г. Сочи)
М. Р. Давайте представим, что мы с вами тоже спортсмены и участвуем в открытии Олимпиады.
(Представить атрибуты для спортивного марша, распределить их между детьми.)
М. Р. Все вместе мы будем шагать под музыку спортивного марша, её знают и спортсмены, и болельщики в нашей стране.
(Дети выполняют двигательную композицию под «Физкультурный марш» И. Дунаевского.)
(После выступления дети кладут атрибуты на столик и садятся на стульчики.)
М. Р. Как здорово! Итак, мы были с вами спортсменами и шагали под музыку спортивного марша. Скажите, как звучала эта музыка?
Дети …
М. Р. Музыка была вялая или бодрая? Грустная или радостная? Как назывался марш, с которым мы познакомились?
Дети Спортивный.
М. Р. А теперь давайте знакомиться со следующим маршем. Перевернём лист в альбоме…
(В альбоме появляется картинка про цирк.)
М. Р. Ребята, что здесь изображено?. Куда мы попали?.
Дети …
М. Р. Да, мы в цирке. Вот мы вошли в цирк, заняли свои места. Гаснет свет, и лишь арена озарена яркими огнями. Что происходит дальше?.
Дети …
М. Р. Звучит цирковой марш, все артисты выходят на арену, чтобы поприветствовать зрителей. Кто из вас бывал в цирке, какие артисты в нём выступают, кто выходит на арену?
Дети Гимнасты, клоуны, жонглёры, дрессировщики, силачи…
М. Р. Давайте сейчас послушаем фрагмент циркового марша. Я думаю, вы узнаете его, ведь почти каждый хоть раз в жизни побывал в цирке.
(Звучит фо-ма циркового марша.)
М. Р. Скажите, как звучала музыка циркового марша?
Дети Празднично, радостно, энергично, солнечно!
М. Р. Правильно, потому что цирк – это праздник, радость!
Давайте посмотрим фрагмент циркового марша – парада-алле.
(Просмотр видеофрагмента Парада-алле на экране)
М. Р. Итак, мы с вами познакомились уже с несколькими маршами. Давайте вспомним, с какими?.
Дети (называют).
М. Р. А теперь откроем следующий лист альбома.
(М. р. открывает лист в альбоме «Военные шагают»).
М. Р. Ребята, кто это?
Дети Военные.
М. Р. Давайте подумаем. Спортсмены шагают под спортивный марш, циркачи – под (цирковой, сказочные герои – под (сказочный). А военные под какой марш шагают?. (под военный). Сейчас мы будем слушать военный марш и одновременно простукивать его чёткий ритм кулачками.
(Звучит фрагмент «Военного марша» и дети отстукивают ритм марша кулачками.)
М. Р. А теперь я попрошу….(назвать ребят) подыграть нам на барабанах, ведь барабан лучше других инструментов подчёркивает ритм шага.
(Звучит продолжение «Военного марша» - все дети постукивают кулачками, а солисты – на барабанах.)
М. Р. Молодцы! Настоящие военные музыканты! Каждый год в нашей стране 9-го Мая отмечается большой праздник – День Победы нашего народа над фашистской Германией. Праздник проходит по всей стране, но главный военный парад проходит в столице нашей Родины – в Москве, на Красной площади. Это торжественный, большой и красивый парад. Колонны офицеров и солдат шагают под музыку военных маршей.
М. Р. Сейчас прозвучит музыка следующего марша. Вы внимательно послушайте и вспомните, кого мы встречаем под музыку этого марша?
(Звучит фо-ма «Свадебного марша» Мендельсона)
М. Р. Ребята, вы можете назвать, кого мы встречаем этой музыкой?
Дети (жениха и невесту).
(Муз. рук. открывает следующий лист альбома, где изображены жених и невеста)
М. Р. Давайте полюбуемся на самых счастливых, на самых красивых людей в мире – на жениха и невесту!
(Просмотр на экране свадебных фо-то).
М. Р. Посмотрите, какие красивые платья у невест. У каждой невесты в руке букет цветов! Какие элегантные женихи! Они держат под руку своих невест. Конечно, в такой торжественный день должен звучать торжественный марш. Называется он свадебный. Сейчас он прозвучит ещё раз, а мы с вами покажем, как идут жених с невестой. Вставайте парами!
(Дети встают парами. Девочки берут мальчиков под руку.)
М. Р. Вы сейчас – очень красивые пары! Девочкам-невестам нужно взять мальчика-жениха под руку. Будет звучать какой марш?
Дети Свадебный.
М. Р. Скажите, как надо двигаться под такой марш – бодро, энергично или важно, торжественно?
Дети …
М. Р. Тогда ещё один важный момент! Помните, на фото мы видели, что у каждой невесты в руках цветы? Я сейчас девочкам раздам букетики…
(Муз. рук. раздаёт девочкам цветы.)
М. Р. Итак, мы начинаем наше праздничное шествие!
(Под «Свадебный марш» пары совершают перестроения, следить за осанкой детей.)
М. Р. Замечательно, очень торжественно! Пожалуйста, девочки, положите цветы на столик, все занимайте свои места!
(Муз. рук. берёт в руки альбом и листает следующую страницу).
М. Р. Ребята, смотрите, в волшебном альбоме нет больше страничек. Это значит, что мы познакомились со всеми маршами. Сегодня вы узнали, что марши бывают разные. Назовите, пожалуйста, какие марши прозвучали на музыкальном занятии?
Дети (называют).
М. Р. И даже наша первая песня «Весёлый ветер» - это песня-марш. Музыка маршей звучала одинаково или по-разному?
Дети (по-разному)
М. Р. Но все марши объединяет чёткий, «шагающий» ритм. Вам понравился волшебный альбом?. Давайте на экране укажем – приятно нам было получить его в подарок или нет…
(На экране высвечивается «улыбающийся» значок)
М. Р. Я думаю, надо обязательно передать Фее Музыки наше «спасибо», посмотрим на посылке адрес Феи, чтобы ответить…Да, вот он указан…
(муз. рук. смотрит снаружи и внутри посылки, вдруг замечает и достаёт открытки)
М. Р. Ой, ребята, а здесь ещё сюрприз для нас. Это красивые иллюстрации, посмотрев которые, вы всегда вспомните о маршах!
(Под музыку марша Чайковского из балета «Щелкунчик» детям раздать на память иллюстрации.)
М. Р. Наше занятие окончено! До новых встреч с музыкой!
(Дети выходят из музыкального зала.)
Ещё конспекты по теме музыкальные занятия в детском саду.