Наталья Кашина
«Удивительные приключения капельки воды». Музыкальное занятие в средней группе по средствам экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное занятие в средней группе по средствам экспериментирования
«Удивительные приключения капельки воды»
Цель: привлечение внимания к красоте звуков природы, развивать у детей представление о фактуре воды, её превращениях, развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуками, пластическими, художественными образами. Обогащать их ощущения - зрительные, слуховые, тактильные, двигательные - в процессе музицирования.
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются (попевкой «Здравствуйте!» по мажорному трезвучию) рассаживаются на стулья.
Публикация «„Удивительные приключения капельки воды“, Музыкальное занятие в средней группе по средствам экспериментирования» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Музыкальный руководитель: Ребята, я сегодня предлагаю вам совершить путешествие по волшебной книге, а путешествовать мы будем не одни, а вместе с Капелькой. Вы знаете, где живут капельки? Правильно, в тучке или облаке.
Вы помните, как на улице льёт дождь?
Воспитатель: Мы же смотрели, как вода капает из крана, а ещё мы слушали, как дождь стучит в окно; барабанит по крыше и подоконнику; стучит по зонтику; звенит, попадая на цветы колокольчика.
Слушание «Весёлый дождик» слова и музыка Т. Прописновой
Музыкальный руководитель: В музыке, которую вы сейчас слышали – ноты по длительности разные.
Одни – короткие, другие – длинные. Так же и у дождика – капли разные. Одни - тяжёлые, длинные, другие – короткие, мелкие, лёгкие. Дождь то усиливается, то вновь затихает. Попробуем сыграть эти звуки «музыки дождя» («ритмическое уподобление» - термин О. П. Радыновой)
Игра на шумовых и музыкальных инструментах.
(дети извлекают звуки и объясняют, куда попадают капли: на цветы, на крышу, на стекло, на асфальт, на зонт и т. д.)
Музыкальный руководитель: А как ещё можно изобразить дождик, чтобы мы могли его не только услышать, но и увидеть? (ответы детей). Правильно - нарисовать!
Рисуем капли дождя мелом на цветном картоне.
В качестве фона дети самостоятельно выбирают различные цвета картона и рисуют на нём короткие и длинные штрихи, бумага по цвету должна соответствовать эмоциональному содержанию характера музыки и характеру летнего дождя - радостные, светлые, добрые, солнечные.
Музыкальный руководитель: Вдруг на небе появилась мрачная серая туча! А куда же делось весёлое, пушистое облачко? Непонятно…
Воспитатель: Дождь стал совсем другим - мелким, холодным. Что же случилось такое? Оказывается - лето закончилось, и наступила осень.
Слушаем «Дождик» Е. Тиличеевой
Воспитатель: Осенний дождик не такой,
Осенний дождик - хмурый, злой,
Холодный и колючий,
С косматой дружит тучей! (автор неизвестен)
Рисуем осенний дождь на цветном картоне.
В качестве фона дети самостоятельно выбирают различные цвета картона и рисуют на нём, бумага по цвету должна соответствовать эмоциональному содержанию характера музыки и характеру осеннего дождя.
Воспитатель: Ну что же, пойдём гулять? А чтобы нас в пути не замочил дождик, возьмём с собою два зонта.
Музыкальный руководитель: Внимательно слушайте мелодию и почувствуйте настроение дождя. Если это летний дождь, то прячемся под зонт с голубыми лентами, если осенний – под зонт с длинными серыми верёвочками.
Музыкально-дидактическая игра «Настроение дождя» (дети под весёлую музыку выполняют танцевальную импровизацию, после смены характера – бегут под зонт).
Музыкальный руководитель: Дождик всё моросил и моросил, на улице становилось всё холоднее и холоднее, постепенно капли дождя превращались в холодные снежинки и льдинки.
Воспитатель: Скажите пожалуйста, какая вещь больше подходит к этому стихотворению?
С неба падают снежинки
Словно белые пушинки.
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром. (автор неизвестен)
Синестическая игра «На что похоже?» (усиливает эффект эмоционального присутствия и участия детей)
Дети должны определить на ощупь, какой шарф: махровый или шёлковый подходит к стихотворению.
Музыкальный руководитель: А сейчас, мы вспомним с вами песню «Промелькнуло лето».
Пение «Промелькнуло лето» слова В Малкова и Л Некрасовой, музыка Ю. Слонова
Прилетела к нам синица,
Да на снежную страницу…
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как зимой искрится и хрустит снег под ногами, весело смеются дети, играя в снежки, лепят снеговиков.
Инсценировка «Снежный ком»
(детское творчество, поиск интонаций двигательной пластики, ритмодекламация, синтез поэзии и музыки. Это не свободное чтение текста, под музыку или нараспев. Отличается чётким произношением и утрированной интонацией).
Покатился снежный ком,
Я иду за ним шажком.
Он быстрее - я бегом,
И в калитку лбом – БОМ!
(Игра сопровождается простыми движениями: все двигаются врассыпную, вращая перед собою предплечья. Нужно ускорить движения перед тем, как упасть на пол, на последние слова дети стукают себя по лбу и падают на пол)
Музыкальный руководитель: Пока мы с вами играли, подул холодный зимний ветер, загудела метель.
Звучит фонограмма «Вой метели»
Затем дети глиссандируют голосом «У», все вместе изображаем голосом завывание зимнего ветра. Рукой рисуя в воздухе линии, моделирующие условно высоту и динамику «бури». Обращается внимание детей на эмоциональную окраску звука: страшно и неуютно становится от такого ветра.
Воспитатель: Метель гудит, в трубе шумит…
Очень страшно одному-у. ,
А метель всё «У-У» да «У-У»!
Музыкальный руководитель: Но, а бойкая синичка,
Открывает вновь страничку.
Воспитатель: Бежал ручей по камушкам,
Бежал, бежал, бежал…
Потом в глубокой лужице,
Лежал, лежал, лежал…
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул…
Увидел речку - прыг туда.
И сразу утонул! (автор неизвестен)
Синестическая игра по типу выбора «Ручеёк и речка»
Дети должны выбрать из предложенных карточек с крупной и мелкой волнистой линией подходящую на графическое изображение ручья и речки.
Слушание «Ручеёк» серия «Голоса природы»
Музыкальный руководитель: Весело побежал ручеёк по полянке, чтобы наполнить речку водой, и чтобы та, в свою очередь, понесла его к морю. И вот вдалеке засеребрилась река - небольшая, но очень красивая. Берега её заросли камышом, плакучие ивы склонили к воде свои косы, а что же река? Река продолжала свой путь до самого моря. А летом все едут отдыхать и загорать к морю.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться к морю? Тогда - вперёд, располагайтесь поудобнее на жёлтом песке, представьте, как солнышко вас ласкает своими тёплыми лучиками, как оно пытается заглянуть вам в глаза. Как оно щекочет вас по носу…
Релаксация «Шум моря», постепенно затихает.
Садятся.
Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, что произошло с нашей Капелькой - путешественницей?
Воспитатель: Капелька просто испарилась. Она превратилась в мягкое пушистое облачко и улетела на небо, чтобы продолжить своё путешествие.
Музыкальный руководитель:
К сожалению, наше путешествие тоже подошло к концу. Но мы не будем огорчаться. До свидания