космач елена
Музыкальное занятие в подготовительной группе «Пасха в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное занятие в подготовительной группе.
Цель: Знакомство дошкольников с пьесой П. И. Чайковского «В церкви». Приобщение дошкольников к народному творчеству, познакомить с традициями празднования Светлого празднования Светлого Христово Воскресения. Развивать умение анализировать музыкальное произведение. Приобщать дошкольников к нравственным началам и вечным ценностям : семья, любовь, доброта.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Оформление: центральная стена зала украшена в соответствии с темой праздника Пасхи : у стены стол, убранный нарядной скатертью, на столе кулич, пасха, крашеные яички, самовар, в середине стола веточка вербы.
Оборудование и материал: по числу детей в группе, портрет
П. И. Чайковского, музыкальный центр, мольберт с укреплёнными на нём рисунками для игры «Найди лишнее». (Приложение 1).
Предварительная работа: музыкальный руководитель разучивает с детьми песню «Пасха в гости к нам пришла» (Приложение 2, знакомит детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов и звучанием хора, путём слушания песнопений Свято – Троицкой Сергиевой Лавры и праздничных пасхальных звонов. Воспитатель изготавливает карточки для игры «Найди лишнее», вместе с детьми организует выставку рисунков, фотографий, пасхальных открыток и творческих (семейных) работ «Пасха красная», знакомит с историческими традициями праздника русской Пасхи. Дети, под руководством воспитателя, украшают групповую комнату ветками вербы, цветами, своими рисунками.
В зале звучит музыка. Ребята с воспитателем входят в зал и садятся на стулья. Музыкальный руководитель приветствует ребят словами:
Музыкальный руководитель :
Прилетели птицы,
Радостно блистая:
Светлая седмица,
Праздничная стая.
А у нас куличик –
Золотая корка!
(обращает внимание детей на пасхальный стол)
Крашеных яичек
На подносе горка!
Молоко в крынке!
Пир – как в сказке.
В доме ни пылинки,
Убирались к Пасхе!
- Ребята, сегодня особенный день. Скажите, какой праздник собрал нас в этом зале?
Дети:
Праздник Пасха, началась пасхальная неделя.
Говорят, что Пасху раньше
Отмечала вся страна
На качелях сидя, дружно улыбалась детвора
Молодежь теперь не знает,
Как же Пасху отмечать
Яйца красить. Кулич стряпать
И гостей к столу встречать
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней
Хоть и более привычны нам полеты на Луну.
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Музыкальный руководитель :
Пасха! Самый светлый и радостный праздник, который длится целую неделю. А вы знаете, что означает слово Пасха?. Она означает переход от смерти к новой жизни. Произошло чудо Христос умер и воскрес,и жизнь торжествует! А еще Пасха это переход от зла к добру. В этот день нужно стремиться к тому, чтобы стать лучше и чтобы мир вокруг нас стал чище и светлее.
Воспитатель:
Ребята, а какие традиции русской Пасхи вы знаете?
Дети:
В домах люди чисто убираются, моют окна, пекут куличи, красят яички, надевают нарядную одежду, на Пасху звонят в колокола, многие ходят в церковь всей семьёй.
Воспитатель:
А ещё во все дни Пасхи люди приветствуют друг друга целованием и обмениваются крашеными яйцами.
Воспитатель и музыкальный руководитель обмениваются пасхальными яйцами.
Музыкальный руководитель :
В каждой семье ждут и любят праздник Пасхи. Любили Пасху и в семье русского композитора П. И. Чайковского (показывает портрет композитора). В семье было много детей. Пётр Ильич, а тогда ещё просто Петя, был самым младшим. Все его очень любили, потому что он был добрым и обожал музыку, рано начал играть на рояле и даже сам пробовал сочинять! Часто он уходил из дома в церковь, что была на соседней улице, послушать пение церковного хора.
Слушание. Звучит музыкальный фрагмент «Песнопения Свято – Троицкой Сергиевой Лавры» (аудиокассета «Мы слушаем музыку» к программе «Музыкальное развитие детей» Радыновой О. П) Обсуждение.
Музыкальный руководитель :
Став школьником, Петя и сам пел в церковном хоре и очень этим гордился. А в пасхальные праздничные дни во всех церквях звонили в колокола, над городом стоял весёлый радостный перезвон.
Музыкальный руководитель :
Слушание Благовест
Пете очень нравился этот звон, он выбегал на улицу и долго стоял без движения, будто заколдованный, слушая ликующий звон церковных колоколов. Став великим композитором, Пётр Ильич Чайковский сочинил много удивительной музыки. Ребята, а какая музыка Чайковского вам знакома?
Дети:
«Мама», «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков».
Музыкальный руководитель :
Что объединяет все, названные вами пьесы? (показывает ноты «Детский альбом»)
Дети:
Это музыка из «Детского альбома».
Музыкальный руководитель :
Верно! И сегодня мы услышим ещё одну пьесу Чайковского из «Детского альбома» с красивым названием «В церкви». Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
В исполнении музыкального руководителя звучит пьеса П. И. Чайковского «В церкви».
Музыкальный руководитель :
Какое настроение у вас, ребята, вызывает эта музыка?
Дети:
Печальное, задумчивое, немного страшно, хочется плакать…
Музыкальный руководитель :
О чём хотел рассказать композитор своим слушателям?
Дети:
Как в церкви люди молятся, горят свечи, поёт хор.
Музыкальный руководитель :
С помощью музыкальных звуков Чайковский нарисовал картину церковного праздника, который не обходится без музыки, но музыка в церкви особенная. Послушайте и скажите, какие особенности церковной музыки изобразил («нарисовал») композитор?
Дети:
Музыка похожа на то, как поёт хор и звонят колокола.
Музыкальный руководитель :
Какой музыкальный инструмент так похоже изобразил и пение хора, и звон колоколов?
Дети:
Пианино.
Воспитатель:
А сейчас, внимательно посмотрите на рисунки (Приложение 1) и ответьте на вопрос: Какой из них лишний?
Воспитатель обращает внимание ребят на рисунки с изображениемП. И. Чайковского, пианино, хора, церкви, колоколов, скрипки и барабана. Дети выбирают «лишний» рисунок, вместе с воспитателем приходя к выводу о том, что все рисунки, так или иначе связаны с музыкой Чайковского «В церкви», кроме скрипки и барабана.
Музыкальный руководитель :
Какой из рисунков лишний?
Дети:
Скрипка и барабан.
Музыкальный руководитель :
Я согласна с вами: Чайковский сочинил музыку для фортепиано, изобразив в ней пение церковного хора и звон колоколов. А скрипка и барабан – лишние.
Музыкальный руководитель : Я вам предлагаю послушать звон наших колокольчиков
Оркестр на диатонических колокольчиках.
Как вы думаете, почему именно пьеса «В церкви» звучала на сегодняшнем занятии?
Дети:
Сегодня Пасха, люди идут в церковь.
Воспитатель:
Пасха! В каждом доме чисто и пахнет вкусной едой. Все люди, взрослые и дети, верят в доброту, все ждут только хорошего. «Христос Воскресе»! Так приветствуют люди друг друга в день Пасхи! И отвечают: «Во истину Воскресе»! Посмотрите в окно – всё вокруг оживает и цветёт. Пасха в гости к нам пришла!
Музыкальный руководитель : Давайте исполним песню, но сначала распоемся «Как у деда Еромолая»(со звучащими жестами)
«Пасха в гости к нам пришла»- исполнение песни детьми
А еще Светлое воскресение Христово у народа издревле связано с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху "солнце играет". И люди старались подкараулить, подсмотреть мгновения игры солнца. С игрою солнца связывали и виды на урожай, погоду. В первый день Пасхи примечали :
• на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету;
• на святой дождь - добрая рожь;
• на святой гром - к урожаю;
• солнышко с пасхальной горки в лето катится. Т. е. мы приближаемся к лету
Сегодня мы с вами разучим игру «Солнышко красно»
Солнышко красно, Гори, гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть,цвести, расти
Ребенок солнышко ходит за кругом, по окончании слов он остонавливается и говорит: Горячо! Солнышко и ребенок встают спиной друг к другу и бегут в разные стороны, стараясь вперед занять пустое место в кругу. Оставшийся становится солнышком.
Педагог: Ребята,какие основные приметы праздника Пасхи? Как готовятся к празднованию Пасхи? Что вы делали с родителями дома,чтобы встретить Пасху
Ответы детей: Прибирали и украшали дом, пекли куличи, готовили творожную пасху, красили яйца.
Педагог: Ребята, как вы уже сказали, куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца - вот основные приметы праздника Пасхи. Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. В разных областях своя роспись яиц. Есть яйца крашенки и писанки,чем же они отличаются.
Ответы детей
Педагог : На этой тарелочке самые разные яйца. Вы все по очереди сейчас подойдете и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, какой цвет, что означает.
Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.
1. Красное – красный цвет – цвет радости.
2. Зеленное – символизирует весну и природу.
3. Жёлтое – означает плодородие, богатство.
4. Голубое – этот символ означает русское добродушие.
5. Белое – символизирует чистоту и добро.
Дети расписывают яйца, звучит музыка П. И. Чайковского «Подснежник»
Педагог : Когда их расписываешь, то, как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.
(Выставка из работ детей) рассматривают.
Педагог: Есть сюрприз у меня
В честь торжественного дня.
Ближе детки подходите,
Да в корзинку посмотрите. (угостить сладким сюрприз)
Педагог : Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.
Танец с вербочками
Приложение№1 к занятию «Пасха в гости к нам пришла»
«Найди лишнее»
Рассмотрев рисунки, ребята выбирают среди них лишний