Людмила Куадже
Музыкальное занятие в подготовительной группе (сравнительный анализ произведений)
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать
настроения в музыке, их смену.
ЗАДАЧИ: привлечь внимание детей к различным интонациям музыки,
научить различать средства музыкальной выразительности : темп,
динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей
передавать движениями характер музыкального произведения;
учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем
Публикация «Музыкальное занятие в подготовительной группе (сравнительный анализ произведений)» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
выразительных средств исполнения: грустную, лирическую —
ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную —
легким звуком, в оживленном темпе.
Под музыку дети спокойно заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики. М. Р. здоровается с детьми (мажорное трезвучие).
М. р. Как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было
настроение? ( Дети отвечают: настроение веселое, радостное.)
Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень
рада видеть вас на этом музыкальном занятии. А если бы я вдруг
поздоровалась вот так?
Повторяю приветствие в миноре. Дети отвечают: грустное, печальное.
Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает
волшебным свойством — она может передавать настроение человека,
выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть,
жалость. Сейчас мы послушаем пьесу, которая называется «Болезнь
куклы». Сочинил ее великий русский композитор Петр Ильич
Чайковский. Прислушайтесь внимательно, и вы поймете, какие чувства
хотел выразить композитор в этой музыке.
Проводится сравнительный анализ двух контрастных
по характеру произведений. Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».
М. Р. Кто нам скажет, какая сейчас прозвучала музыка?
Дети. Эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная,
тоскливая, обиженная, плачущая.
Ребенок. Очень грустная музыка,
В ней мы слышим печаль.
И смеяться не хочется,
И кого-то нам жаль. 1.
М. р. Это верно. Здесь звучали
Ноты грусти и печали.
А вот мелодия другая —
Вы нам расскажете, какая?
Звучит пьеса «Новая кукла» П. И. Чайковского из «Детского альбома».
Дети. Эта музыка веселая, радостная, игривая, задорная, прыгучая, бойкая,
озорная, солнечная.
Ребенок. Очень радостная музыка, —
Ноги сами в пляс идут.
И мальчики, и девочки
Сейчас запляшут тут!
М. р. Довольна я ответом вашим.
Ну что ж, друзья,
Давайте спляшем!
Исполняется танец «Смени пару».
1. Дети парами легко бегут по кругу.
Мальчики садятся на одно колено, а девочки обегают их.
2. Стоя лицом друг к другу, дети делают по три хлопка у правого и левого уха.
Мальчики делают «пружинку», а девочки боковым галопом перебегают к следующему мальчику.
После танца дети садятся на места.
Тихо звучит музыка П. Чайковского «Утреннее размышление».
М. р. Вы помните, ребята, чудесную сказку про Дюймовочку? Посмотрите,
какой перед вами красивый цветок! Может быть, мы найдем ее там,
внутри? (Раскрываю лепестки и вынимаю куколку.) Вот и Дюймовочка!
(Сажаю куколку между цветами, которые лежат врассыпную на
столе.) Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы
поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания,
которые находятся под этими цветами.
Музыкальный руководитель переворачивает цветы по очереди
и предлагает детям исполнить задание.
Небольшие плоские цветы изготовлены из цветного картона. На обратной стороне каждого цветка — музыкальное задание и нарисованная куколка-эльф с крылышками. Эльф прикрепляется так, что, когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.
2.
М. р. Первый мы цветок возьмем
И узнаем, что же в нем?
«Чтобы звонко, чисто петь, надо многое уметь.
Прямо с самого утра на распевке детвора».
Распевка.
• Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ!».
Упражнение выполняется с различными заданиями. Надо спеть: грустно, весело, хмуро, ласково, сердито, протяжно, в быстром темпе и т. п.
• По Емельянову.
М. р. Второй цветочек поднимаем,
Что там задано, узнаем.
«Рано утром в светлый дом все мы радостно идем.
В этом доме.
Дети. Детский сад!»
М. р. Он устроен.
Дети. Для ребят!
Исполняется песня «Детский сад»
М. р. Третий мы цветок возьмем
И узнаем, что же в нем?
«Дружит лес, и дружит луг, солнышко нам тоже друг!
Врассыпную надо встать и про дружбу станцевать».
Исполняется веселый танец «Дружба» (Барбарики).
М. р. Еще цветочек поднимаем.
Сейчас задание узнаем.
«Что за шум, что за звон? Слышен он со всех сторон.
Так это ж музыкушки — шуршащие игрушки»
Игра на шуршащих инструментах.
М. р. Пора еще цветочек взять,
Что нам задано опять?
«На прощанье еще раз
Потанцуйте вы для нас!»
Исполняется любой общий танец.
После танца дети садятся на стульчики. 3.
М. р. Вот мы и помогли Дюймовочке попасть в страну эльфов. А наше
занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось вас
порадовать. Посмотрите, сколько у меня воздушных шариков!
Сегодня мы много говорили о настроении в музыке. А как вы думаете,
какого цвета грустное настроение? А веселое? Мечтательное?
Сердитое? (Дети отвечают.)
А давайте попробуем «оживить» эти воздушные шары! Мы
выберем для них «глазки», «бровки», «ротик» и постараемся более
точно выразить «настроение» шарика каждого цвета.
Звучит «Утреннее размышление» П. И. Чайковского,
дети выполняют задание.
Для изготовления глазок, ртов, бровей, носов удобно использовать цветную самоклеящуюся пленку. Глазки и носики можно наклеить заранее, чтобы «лицо» не расползалось за пределы разумного. Выражение «лица» у шарика достигается путем приклеивания в разном положении бровей и ртов.
М. р. Теперь понятно, что это — грустный шарик. А этот — задумчивый,
мечтательный. А этот на что-то очень рассердился. А вот этот —
веселый хохотунчик! Они такие разные, каким бывает и наше с вами
настроение. Возьмите эти шарики с собой в группу, там вы с ними еще
поиграете. А нам пора прощаться. (Поет.) До свиданья!
Дети (поют). До свидания!
Под спокойную мелодию дети выходят из зала.