Валентина Бурнашова
Сценарий музыкального занятия «В осенний лес» с элементами безопасности в старшей группе
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, формирование основ безопасного поведения в природе.
Образовательные:
• продолжать обогащать музыкальные впечатления детей посредством восприятия классической музыки;
• закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, игре на музыкальных инструментах – клавесах;
• способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, совершенствовать выполнения музыкально-ритмических движений –марш, хороводный шаг, поскоки, приставной шаг, упражнение для рук.
Развивающие:
• Развивать певческие навыки, звуковысотный слух
• Развивать чувство ритма, умение выполнять ритмический рисунок под музыку.
• Развивать воображение, фантазию, внимание.
• Развивать кругозор, память, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать умение работать в коллективе, осуществлять партнерские взаимодействия;
• Воспитывать интерес и любовь к музыке, к природе и ее бережному отношению.
Оборудование:
музыкальный центр, пианино, большие листья по 2 на каждого ребенка, маленькие листья на ленте по 2 на каждого ребенка, музыкальные клавесы по 2 на каждого ребенка, портрет ПИ Чайковского, экологические знаки правил поведения в лесу, мусор и пакеты, оформление музыкального зала: лесная полянка с птицами, грибная полянка с грибами.
Ход занятия
Под русскую народную входят в музыкальный зал парами.
МР Здравствуй, друг, (берёмся одной рукой)
Здравствуй, друг, (берёмся другой рукой)
Здравствуй, здравствуй, дружный круг! (качаем руками)
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Здравствуйте.
МР: Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. А для этого мы должны чаще улыбаться и не обижаться. Давайте поздороваемся с нашими гостями и улыбнемся им.
(под тревожную музыку залетает сорока)
Сорока: Внимание, внимание! Караул! У нас в лесу случилась большая беда! Помогите!
МР: Что же случилось? Надо срочно идти в лес и выяснить. Вы готовы идти на помощь лесным жителям? Но для начала давайте вспомним с вами правила поведения в лесу. (В лесу нельзя шуметь, нельзя разбрасывать мусор, не топтать ядовитые грибы, не ломать ветки, не разорять муравейники, нельзя забирать домой животных из леса, не оставлять непотушенный костер)
МР: Молодцы, ребята! Теперь я точно знаю, что мы можем идти на помощь лесу. Ну, ребята, вперед! Пойдемте осторожно по тропинке, чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не напугать их, не наступить на насекомых, не помять цветов
Музыкально-ритмические движения
Пойдем бодрым шагом – «Марш» Золотарева
Впереди узенькая дорожка, возьмитесь за руки «Хороводный шаг»
На пути встречаются препятствия: то возвышенности, то ровная дорожка. «Поскоками» сбегаем с горки, «Приставным шагом» идем по кругу
М. Р. Вот мы и в лесу.
Ребенок: Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
В лес мы приходим чтобы отдохнуть, подышать свежим полезным воздухом
Отдохнем и выполним упражнение для рук, с элементами дыхания
«Упражнение для рук»
МР: Красуются березки в накидках золотых,
А ветер на свирели играет вальс для них.
Журавлик перелетный уходит в высоту.
Спасибо тебе, осень, за эту красоту.
М. Р. Действительно, лес осенью, особенно красив и ярок, одет в разноцветный наряд. Какие краски использует осень? (желтый, красные, оранжевые, коричневые)
А хотите узнать какими красками рисует музыка осень? Тогда, садимся на полянку, прослушаем отрывок музыкального произведения ПИ Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь»
Слушание
Какое настроение? (грустное, печальное, музыка спокойная, нежная, плавная) А все потому, что опадают листья, солнышко мало греет, холодные дожди, птицы улетают на юг)
Звучит музыка «Звуки перелетных птиц»
А теперь, прислушайтесь и отгадайте звук какой птицы звучит? (дятел)
Ритмическое упражнение «Дятел» с клавесами
На этой полянке помним, что гнезда птиц разорять нельзя, громко музыку слушать, оставляем экологический знак и идем дальше.
Под музыку парами идут на стульчики.
МР Ой, ребята,мы пришли на грибную полянку, посмотрите, здесь мухоморы растут. А можно ли собирать несъедобные грибы? (Нельзя. Они опасны для жизни)
А еще в лесу и боре появились мухоморы.
Красив Мухомор, но его не едят,
Его не едят, потому что в нем яд.
А чего еще нельзя делать? (их нельзя топтать и срывать) Почему? (они могут быть полезны животным)
Мр: Верно ребята! Есть правило Не топать мухоморы!
Распевание
Чистоговорка «Осень»
Исполнение песенки «По грибы»
МР А теперь моя загадка:
Зонтик буду я держать,
Стараться их считать,
Два, три, четыре, пять
Падает опять.
МР: Это капельки дождя, прохлопаем ритмический рисунок
Исполнение песни «Песенка дождя»
Что-то в лесу стало прохладно после осеннего дождя. Наверное, нам нужно развести костер, чтоб согреться?
правило: разводить костёр в лесу опасно
МР Запомните, ребята, это правило. Ну, а нам пора дальше идти.
Идут, а на поляне листья и мусор
МР Это что же такое? Кто-то отдыхал в лесу и оставил после себя мусор, плохо жителям леса, вот поэтому то и прилетала сорока, звала нас на помощь.
Что нужно сделать? Собрать, в 2 пакета: в синий собираем бумагу, а в желтый пластик. Правило запомните: Не оставляем мусор Вот теперь у нас чисто в лесу.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит…
Такая красивая эта пора!
Пришла к нам опять чудо – осень.
Танец с осенними листьями
Мр: А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!
МР Где мы сегодня с вами побывали (в лесу)
А зачем мы ходили в лес? (чтобы навести порядок и поставить экологические знаки, чтобы люди в лесу вели себя хорошо)
Верно ребята! Какие правила поведения в лесу мы сегодня с вами повторили? (нельзя шуметь в лесу, нельзя сорить в лесу, нельзя оставлять непотушенные костер в лесу, нельзя топтать ядовитые грибы).
Вы не только у меня музыкальные, но и знатоки природы, для вас я приготовила эмблемы «Юный знаток природы».
Наше занятие подошло к концу, до свидания.
Под музыку уходят