Гамиёва Лариса
Музыкальное занятие «Осень» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Осень»
Программное содержание:
1. Развивать у детей способность к творческой самореализации; побуждать детей импрови-зировать в пении, игре на детских музыкальных инструментах, движениях.
2. Дать детям элементарные понятия о том, что такое настроение, познакомить их с разнооб-разными средствами, с помощью которых люди передают свое настроение.
3. Учить детей соотносить настроение человека и настроение в музыке.
Публикация «Музыкальное занятие „Осень“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
4. Формировать у детей желание высказывать свое отношение к происходящему, передавать свое настроение словом, пением, жестами.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: Осенние листочки, султанчики, разноцветные ленточки, метал-лофоны для импровизации.
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Подготовка к занятию : Ежедневное заполнение карты настроения детей. Наблюдения в природе, чтение произведений В. Бианки, М. Пришвина.
Вид занятия : традиционное.
Тип занятия : познавательное, обобщающее
Форма организации: групповая.
Структура и план занятия :
1. Слушание.
1) «Осень» музыка Г. Свиридова.
Задачи: Учить детей внимательно слушать музыку, различать ее спокойное, грустное настроение, высказываться об услышанном.
2) «Что у осени в корзине» музыка Е. Тиличеевой. Задачи: Учить детей различать подвиж-ный, веселый характер музыки. Использовать изобразительные средства – разноцветные кружочки, учить соотносить музыку с цветом.
3) «Осень» музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Задачи: Учить детей находить общее в музыке и стихах.
4) «Осенняя песнь. Октябрь». Музыка П. Чайковского.
Задачи: Различать настроение музыкального произведения, соотносить музыкальное произ-ведение произведением изобразительного искусства.
2. Пение.
1) «Журавушка» музыка А,Лившиц.
Задачи: Учить детей петь напевно, протяжно.
2) «Дождик-озорник» музыка Н. Вихаревой. Задачи: Учить детей в пении передавать весе-лый, подвижный характер песни, петь согласованно, в ансамбле.
3. Музыкально-ритмические движения
1) Танцевальная импровизация «Осень» музыка Г. Свиридова. Задачи: Учить самостоятельно придумывать танцевальные движения под музыку соответствующего характера.
2) Игра «Лужа» музыка украинская народная мелодия. Задачи: Создать положительный эмо-циональный настрой детям, учить выполнять движения в соответствии с частями музыки.
4. Заключительная часть.
Анализ и рефлексия детьми своей деятельности.
Организация и методика проведения занятия
Зал украшен природным материалом, характерным для осени, негромко звучит музыка Г. Свиридова «Осень» (аудиозапись).
Музыкальный руководитель : «Ребята, с каким настроением вы пришли ко мне на занятие?» (Выслушиваются ответы детей).
Обобщение: «Вы сейчас высказали каждый свое настроение. А знаете ли вы, что такое настроение? Настроение – это то, как ты себя чувствуешь, то состояние, в котором ты сейчас находишься. Часто на наше с вами настроение влияет то погода, то музыка, то человек, с ко-торым мы разговариваем. Настроение можно выразить по-разному: движением, мимикой лица. Художники и поэты, музыканты часто выражают свое эмоциональное состояние, настроение в своих картинах, стихах, музыкальных пьесах.
Музыкальный руководитель : «Сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себе осенний день под музыку «Осень» композитора Г. Свиридова».
(Слушается произведение Г. Свиридова «Осень». Музыкальный руководитель спрашивает у детей, какие чувства, мысли вызвала у них эта музыка и чему они радуются осенью. Дети отвечают).
Музыкальный руководитель : «Осень разукрасила деревья : на одних листья еще зеленые, на других – золотые, на третьих – огненно-красные. А как сверкают под солнцем капельки до-ждя, трава, мокрый асфальт! Я предлагаю вам выразить свое настроение в танце. Вы можете использовать для своей импровизации осенние листочки, ленточки, султанчики».
Обобщение: «Музыка звучала одна, а настроение каждый из вас, дети, выразил по-разному: кто-то изображал дождик, кто-то – листопад или осенний ветер».
Музыкальный руководитель : «Сейчас предлагаю вам послушать, как поэт А. Плещеев выра-зил свое настроение в стихотворении «Осень наступила» :
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
Какое настроение передал поэт в стихотворении? (Грустное, печальное, невеселое и т. д.). Мы с вами, ребята, превратимся в маленьких композиторов и попытаемся сочинить мело-дию на слова этого стихотворения. (Дети импровизируют, музыкальный руководитель ана-лизирует их творчество).
У каждого получилась своя песенка. А теперь послушайте, какую песню сочинил на эти стихи композитор Ц, Кюи.
(Исполняется песня «Осень», музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева).
Какое настроение попытался передать в песне композитор?» Обобщение: «Песня тихая, спокойная, печальная. Природа засыпает, и в мелодии слышится тоска по уходящему лету, солнышку. Послушайте песню еще раз. Какое настроение вызвала у вас эта музыка и поче-му?»
Музыкальный руководитель : «Давайте посмотрим, как художник М. Куприянов в картине «Золотая осень» передал осеннее настроение, а затем послушаем пьесу П. И. Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» и сравним, одинаковое или разное настроение передали художник и композитор».
(Музыкальный руководитель рассматривает с детьми картину и обсуждает, какие краски ис-пользует художник, чтобы передать настроение. Обращает внимание детей на то, что ис-пользуются теплые тона: красный, оранжевый, желтый – и поэтому настроение приподня-тое.
Дети слушают музыку и отвечают на вопрос: какая музыка по характеру? – Печальная, грустная, и настроение такое же).
Музыкальный руководитель : «А вы знаете песни об осени разного характера. Давайте их споем и определим характер песен. Постарайтесь спеть так, чтобы было понятно, какой ха-рактер у песни».
Дети поют песни «Журавушка» и «Дождик-озорник».
Музыкальный руководитель : Ясные, тихие дни сменяются ветреными и дождливыми. После дождика на земле образуются большие лужи. Посмотрите, у нас тоже появилась лужа, возле которой можно поиграть».
(Проводится игра «Лужа»).
Музыкальный руководитель : «Сегодня на занятии мы с вами увидели и почувствовали, что осень может вызывать у людей разнообразное настроение, какое?» ( Ответы детей: «светлую грусть, которую навевает нам пасмурный, тихий, холодный осенний день, а быть может, теплую радость, если денек солнечный и погожий, а, возможно, тоску и уныние»).