Ольга Шачнева
Сценарий музыкального занятия «Детский альбом» П. И. Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский альбом» П. И. Чайковского
Пояснительная записка
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Возрастная категория: дети 5-7 лет (дети разновозрастной группы комбинированной направленности).
Место проведения занятия : музыкальный зал ДОУ
Виды детской деятельности : музыкальная, коммуникативная.
Публикация «Сценарий музыкального занятия „Детский альбом“ П, И, Чайковского“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чайковский П.И.
- Темочки
Цель: знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского, приобщая к русской классике и способствуя формированию основ музыкальной культуры дошкольников.
Задачи:
Образовательные: формировать основы музыкальной и художественной культуры. Формировать культуру слушания. Продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского. Вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать диалогическую речь. Учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, ясно излагать свои мысли.
Развивающие: развивать слуховое внимание и музыкальную память. Способствовать развитию у детей изобразительных навыков.
Воспитательные: воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения, расширять музыкальные впечатления. Воспитывать чувство сопереживания. Воспитывать культуру речевого общения.
Планируемые результаты
- Сформированы представления об истории создания «Детского альбома»;
- Дети способны отличать звучание пьес из «Детского альбома»;
- Дети испытывают потребность в восприятии музыки П. И. Чайковского
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, барабан
Музыкальный материал :
1. «Сладкая греза»
2. «Марш деревянных солдатиков»
3. «Новая кукла»
4. «Вальс»
5. «Баба Яга»
Конспект музыкального занятия по теме :
«Детский альбом» П. И. Чайковского
Дети входят в зал под «Марш деревянных солдатиков»
Музыкальный руководитель приветствует их, просит присесть на стульчики.
Муз. рук:
Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его….
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не обычная встреча.
В начале я хочу рассказать вам небольшую историю.
Есть на Урале небольшой городок - Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик, и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его любили, потому что он был удивительно добрым. Петя очень боялся кого-нибудь обидеть и огорчался, если кто-то другой был невнимательным к людям. Няня считала, что у него очень доброе сердце, а мама говорила, что оно просто золотое.
Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, которые раздавались внутри него.
Однажды произошел такой случай: в доме были гости, играла музыка, и все без устали танцевали. Петя был вначале оживлен и весел. Но к концу вечера так утомился, что ушел к себе в спальню раньше всех. Когда в комнату вошла няня, он не спал: лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним. Он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле в комнате никакой музыки не звучало. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя». Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом и полюбили за то, что он любил людей, природу, свою Родину, и за то, что весь свой путь он выразил в музыке.
Имя этого доброго и умного человека известно всем.
Его зовут Петр Ильич Чайковский.
Мы с вами уже немного знакомы с творчеством этого великого композитора. Напомните, какое произведение мы слушали?
Дети: Осенняя песня
Посмотрите на портрет этого замечательного человека. Какое красивое, благородное лицо. Умные, добрые глаза смотрят на нас с любовью. Петр Ильич Чайковский жил очень давно, а вот музыка, которую он сочинил, будет жить всегда. Её слушают и любят дети всего мира, потому, что она красивая, прекрасная, искренняя. Она радует и волнует наши сердца.
Звучит «Сладкая греза»
Муз. рук:
Это произведение Чайковский назвал «Сладкая греза».
Греза – это мечта, сон. Понравилась вам музыка?
Дети: Да!
Муз. рук:
Мне хочется сказать об это музыке, что она светлая, нежная. А вы, дети, расскажите о характере музыки, какая она?
Дети: … (мечтательная, певучая, красивая, добрая и так далее).
Муз. рук:
Ребята, а у вас есть мечта? Тихо никому о ней не говорите, а то спугнёте мечту, и она не исполнится. Давайте помечтаем с вами под эту красивую музыку.
А меня эта музыка как бы перенесла в те далекие времена, когда жил Петр Ильич Чайковский. Я вспомнила интересную историю. Однажды, Петр Ильич гостил у сестры в большом красивом доме. У сестры были дети, которых Чайковский очень любил. А особенно он подружился с племянником – Володей. К мальчику в гости приходили его друзья, поиграть, повеселиться. И Чайковский захотел, чтобы у ребят были свои музыкальные произведения, в которых бы рассказывалось, чем они занимаются в течение дня, в какие игрушки играют, какие нянины сказки и мамины песенки слушают. Петр Ильич сочинил целый альбом интересной музыки и назвал его «Детский альбом».
Как вы думаете, ребята, почему Чайковский так назвал свою музыку?
Ответы детей
И сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по «Детскому альбому». Музыка нам расскажет о детских радостях, увлечениях, играх.
На день рождения, Володи подарили большую красивую коробку, в которой лежали деревянные солдатики. Послушаем, какую же музыку про солдатиков сочинил Чайковский.
Звучит «Марш деревянных солдатиков»
Муз. рук:
Дети, вы вспомнили, что это за музыка?
Дети:
Марш!
Муз. рук:
Правильно, это марш, под который вы вошли.
Марш игрушечный, поэтому музыка звучит легко и ритмично.
А ваши впечатления о характере музыки? Как она звучала?
Дети:
Бодро, отрывисто, весело, радостно, озорно.
Муз. рук:
Какое настроение у солдатиков?
Дети: Веселое, бравое.
Муз. рук:
Посмотрите, меняется ли характер музыки
(исполняет среднюю часть). Изменилось настроение?
Дети:
Да, стало настороженнее.
Муз. рук:
Да, музыка стала затаенная, приглушенная, настороженная, как будто в пути солдатикам встретилось что-то необычное. Но солдатики не испугались, и музыка опять звучит вот так.
(звучит первая часть).
Давайте поиграем в солдатиков?
Деревянные солдатики
Маршируют до зари,
Из всей математики
Знают только «раз-два-три».
Ребята вспомните сколько частей в этом произведении. (ответы детей)
Правильно в этом произведении 3 части. 1-я и 3-я части одинаковые. Давайте поиграем в парад для этого нужно выбрать «барабанщика», а все остальные будут «солдатиками».
1-я часть — маршируют «солдатики»,
2-я часть — на барабане четко и ритмично играет «барабанщик
3-я часть — снова идут солдатики.
Музыкально – дидактическая игра «На параде»
Такая игра помогает детям в понимании и определении на слух трехчастной формы.
По окончании игры дети садятся на стульчики.
Раз, два, четким шагом дружно все отрядом
Мы в дозор выходим в час ночной.
Рады нам игрушки, зайцы и лягушки,
И кивает кукла головой.
Но за поворотом, лишь пройдем к воротам,
Кто-то страшный прячется от нас.
А в лесу у елок из густых иголок
В нас нацелен желтый волчий глаз.
Но шагает гордо, ставит ногу твердо
Деревянных воинов отряд.
Мы стоим на страже, нам никто не страшен.
Будет нам наградой куклы взгляд!
Муз. рук:
Молодцы, ребята, хорошо маршировали!
Пётр Ильич в своих произведениях не забыл и о девочках, и о их любимой игрушке—куколке. Особенно они радуются, когда им дарят новую куклу. Давайте попробуем разыграть небольшую сценку : Маша подарит Вале новую куклу на день рождения.
Следующее произведение, которое мы будем слушать, так и называется «Новая кукла».
Звучит «Новая кукла». Девочки разыгрывают сценку.
Муз. рук:
Нам известен девочек секрет – дороже куколки для них игрушки нет. Представьте себе, как девочки нарядили своих кукол – подружек и решили с ними и повеселиться, потанцевать.
Что же за танец они стали танцевать, нам расскажет музыка.
звучит фрагмент «Вальса».
Конечно, же, вальс. Он родился на границе 3х стран: Германии, Венгрии, Чехии очень много лет назад, но до сих пор считается лучшим танцем во всём мире. Многие танцы создаются, уходят, изменяются, а вальс – вечен.
Муз. рук: Как звучала музыка?
Дети: Плавно, красиво, легко, изящно.
Муз. рук: В нашем детском саду такие красивые девочки - как куклы и я приглашаю вас потанцевать.
(Звучит музыка «Вальс», девочки импровизируют под музыку).
Муз. рук:
Молодцы, наши девочки! Я обратила внимание на то, что многие использовали такие движения, как кружение и повороты и это правильно, потому что в переводе с французского слово «вальс» означает «кружиться».
П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев.
Сейчас мы послушаем одну из них, и вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка.
Слушайте внимательно, музыка вам сама подскажет.
звучит «БАБА – ЯГА»
Ну что, ребята, догадались, про кого эта музыкальная картинка?
(дети высказывают свои предположения)
(музыкальный руководитель вновь предлагает представить себе сказочного героя)
Муз. рук: Прошло много лет с тех пор, как был написан «Детский альбом». Но и сейчас музыка из «Детского альбома» кажется нам удивительной и неповторимой. В «Детском альбоме» еще много интересной музыки, сегодня мы послушали с вами лишь небольшую часть. А сегодня наше путешествие закончилось. Давайте аплодисментами поблагодарим музыку за те приятные минуты, что мы с ней провели.