Ольга Люблинская
Музыкальное творчество детей и специфика методического сопровождения его развития.
▼ Скачать + Заказать документы
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его деятельности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
Темочки:
Источник детского творчества – окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее ее. Песенное творчество детей, как бы ни было скромно по своим результатам, всегда выражает их переживания, рожденные жизнью. Особую роль приобретает сама музыка, оказывающая различное влияние на детей как результат накопления жизненных впечатлений, как образец, который должен отличаться определенными качествами, чтобы служить побудителями песенного творчества, как пример сочинений сверстников. Музыкальные впечатления как бы перерабатываются на основе тех индивидуальных особенностей восприятия и творческого воображения, которыми отличается каждый ребенок. Кажущееся необъяснимым безумное и очень быстрое решение детьми творческих задач на самом деле основывается на опыте ребенка, сложившемся под влиянием жизненных и, в частности, музыкальных произведений. Творчество ребенка не требует от него специальных музыкально-теоретических знаний, необходимых для композиторской деятельности взрослого.
Необходимым условием возникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умений выражать в пении определенное чувство, настроение, петь чисто и выразительно. Большинство детей овладевает этими качествами лишь к старшему дошкольному возрасту.
Детское музыкальное творчество – это вид музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, удовлетворяющей одну из важнейших потребностей ребенка – самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция, образное мышление, которые К. С. Станиславский назвал «сверхсознанием».
Однако, лишь при разнообразном сочетании педагогических методов и приемов дети побуждаются к творчеству. Они овладевают способами действий, которые носят обобщенный характер, выражающийся в том, что дети применяют их не только в новых условиях, но и в новых видах деятельности. Само по себе музыкальное творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребенка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребенка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, будит творческое воображение.
В связи с этими особенностями музыкального творчества детей возрастает потребность его развития в контексте оказания специфической помощи ребенку, направленной на преодоление и предупреждение проблем в развитии его песенного творчества, с учетом общих рекомендаций методического сопровождения в целом. В свете этого рассуждения особый интерес вызывает необходимость определить основные принципы, особенности реализации и разработки методического сопровождения.
Сопровождение – специфический вид помощи человеку, направленный на преодоление и предупреждение проблем его развития. Методическое сопровождение – это помощь и поддержка ребенку в осознании целостно – смысловых ориентиров и осуществлении свободного выбора в выработке позиций, обеспечении условий для принятия ребенком оптимальных вариантов разрешения проблем.
Сопровождение отличается от других видов помощи ориентацией на раскрытие внутреннего потенциала человека, на активизацию его внутренних ресурсов в решении проблем. Главное в сопровождении – взаимодействие, предполагающее обретение субъектом нового значимого опыта по решению значимых проблем.
Методическое сопровождение – это вид педагогической поддержки, основанной на:
1. Идеях гуманизма – уважении, равенстве ребенка, предоставление ему свободы выбора и реализации разнообразных интересов. Это понимание и принятие ребенка таким, какой он есть, как равноправного человека.
2. Идеях индивидуальности каждого – неповторимой особенности, которая рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя.
3. Создании условий, которые способствовали становлению индивидуальности, активности и самореализации ребенка. Это те условия, при которых ребенок имеет возможность столкнуться с собственными интересами, желаниями и потребностями.
4. Идеях творческой активности личности. Ребенок – творец, тот, кто может сам что-то создать. Он должен быть свободен от образцов для подражания, а поэтому, противопоказано навязывание ему чужой точки зрения.
5. Субъект – субъектных отношениях – активности и позитивности во взаимодействии. Субъект – это тот, кто осознает свое право превращать собственный интерес в цель собственной деятельности и нести перед собой ответственность за реализацию собственных целей.
6. Идеях самостоятельности ребенка. Ребенку важно осознать, что он многое может, стоит только попробовать. Однако, успех первой пробы должен быть гарантирован. Успех – это то эмоциональное состояние, которое закрепляет в ребенке уверенность в своих силах.
Если учитывать все вышесказанное, в контексте проблемы становления и развития музыкального творчества, как свободного детского творения и созидания понятие методическое сопровождение принимает следующее значение.
Развитие у детей музыкального творчества – процесс интересный и увлекательный прежде всего для ребенка, ведь создание чего-то нового – это большая ценность для детского сообщества. Для создания продукта деятельности необходимы знания, умения и определенное эмоционально-ценностное отношение. Методическое сопровождение призвано учитывать данные факторы.
Вся проводимая работа подчинена одной цели – развитию музыкального творчества детей. Работа ведется в несколько этапов, взаимосвязанных между собой и предполагает постепенное усвоение ребенком предлагаемого материала, на основе базовых знаний и умений.
Процесс развития музыкального творчества предполагает, прежде всего, взаимодействие педагога с детьми, основанное на субъект – субъектной позиции, которое оказывает взаимовлияние на всех участников педагогического процесса.
Создание ребенком совершенно нового продукта деятельности ведет за собой процесс его оценивания окружающими. Создание новой песни требует от ребенка мобилизации всех его творческих способностей, которые основаны на прошлом музыкально-слуховом опыте и именно его особенностей мировосприятия.
И, наконец, ориентация на творчество само по себе подразумевает содействие в развитии музыкального творчества и становление креативности каждого ребенка, так как музыкальное творчество – деятельность, интегрирующая в музыкальные способности и творческое воображение каждого ребенка.