Светлана Нагуманова
Музыкальное образование в дошкольном учреждении с билингвальным воспитанием
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 117 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района города Казани
Проект:
Музыкальное образование в дошкольном учреждении с билингвальным воспитанием
Авторы:
Нагуманова Светлана Махияновна
Старший воспитатель I категории
Месаутова Розалия Фаритовна
Публикация «Музыкальное образование в дошкольном учреждении с билингвальным воспитанием» размещена в разделах
- Билингвизм, двуязычие
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Булгакова Елизавета Федоровна
Муз. руководитель высшей категории
Казань -2015 г
«. Музыкальное воспитание-
это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека…»
В. А. Сухомлинский.
Постановка проблемы:
Язык – это «…зеркало культуры, мощнейшее общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций». Изменение геолингвистической ситуации и вступление мира в эпоху билингвизм, переход от биполярного к поликультурному сотрудничеству, от диалога к полилогу культур пробудили не только желание понять соседа по общему планетарному дому, но и потребность овладеть его языком. Билингвальное образование подразумевает, активную практику обучения сразу на двух языках.
Город Казань исторически сложился как центр татарского Поволжья. Здесь проживают семьи, в которых дети воспитываются в условиях двуязычия. В связи с утратой татарами родного языка не в каждой семье могут обеспечить полноценное воспитание ребенка, приобщение его к национальной культуре, родному языку. Существующая проблема заставляет родителей искать те учреждения образования, где в полной мере могли бы удовлетворить их социальный заказ на образовательные услуги. Закон “Об образовании РФ” рекомендует создание целостной образовательной системы, обеспечивающей развитие ребенка в пределах единого социокультурного и образовательного пространства. Сложившаяся ситуация подсказывает, что необходимо создать в учреждении систему непрерывного образования детей через интеграцию связей между образовательными деятельностями.
Цели проекта:
-Формирование у детей элементарных черт вторичной языковой личности, делающих их способными к межкультурной коммуникации на элементарном уровне;
-Воспитание у детей толерантного отношения к культуре других народов;
-Раннее обучение детей татарскому языку в интеграции с музыкой;
Задачи проекта:
-Определение эффективных форм развития языковых способностей детей;
-Формирование детско-взрослой совместной деятельности;
-Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
-Развитие речи и расширения словарного запаса;
-Воспитание культуры поведения.
Срок реализации: 1 год
Обьект исследования:
Процесс билингвального обучения детей дошкольного возраста
Методы исследования:
Использование психолого-педагогической литературы, психолого-педагогическое наблюдение, изучение и обобщение опыта, сравнение.
Участники проекта:
Данный проект будет реализовываться в подготовительной к школе группе № 9. Свой вклад в реализацию проекта смогут внести воспитатели, специалисты, воспитанники ДОУ, родители воспитанников, а также все желающие.
Организация деятельности участников проекта:
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАДРОВЫЕ ЗАДАЧИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ФИНАНСОВЫЕ ЗАДАЧИ МОТИВАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1. Организационный Создание условий, необходимых для работы ДОУ в режиме эксперимента. Создание потребности у педагогов и возможности к работе в условиях инновационного режима развития. Теоретическая подготовка педагогов по проблеме бикультурного развития ребенка в ДОУ. Укрепление материально-технического состояния ДОУ с целью создания условий для экспериментальной работы. Проектирование финансовой деятельности для обеспечения эффективности проведения эксперимента. Создать эффективную систему управления ДОУ в условиях эксперимента
2. Основной Укрепление связей с родителями воспитанников участвующих в проекте, специалистами. Обеспечить формирование и развитие творческой атмосферы в пед. коллективе, повышение квалификации педагогов на проблемных курсах, семинарах и т. д. Выявление эффективных технологий, режима работы Развивать материально-техническую базу для обеспечения функционирования поисковой деятельности педагогов и открытой среды для детей. Развивать финансовую базу ДОУ для обеспечения работы в условиях эксперимента. Уточнять и разрабатывать основные необходимые направления в деятельности ДОУ с целью привлечения материальных и интеллектуальных средств.
3. Заключительный Выявление соответствия результатов работы в условиях эксперимента поставленным целям. Создание эффективной системы управления инновационным учреждением. Расширить условия для стимулирования роста мастерства педагогов и их исследовательской и экспериментальной деятельности. Оформление результатов эксперимента. Изучение, распространение педагогического опыта. Создание единой комплексной программы. Разработка рекомендаций по обеспечению музыкального образования в ДОУ с билингвальным воспитанием и их внедрение в практическую деятельность. Совершенствовать материально-техническую базу ДОУ для обеспечения эффективной работы в условиях инновационного режима. Совершенствовать финансовую деятельность с целью эффективности работы. Создать систему стимулирования продуктивной деятельности ДОУ
Содержание музыкального образования в ДОУ с билингвальным воспитанием
1. Организация интегрированных занятий 2 раза в неделю длительностью 30 минут в 1-ой половине дня в подготовительной к школе группе.
2. Проведение занятия по подгруппам во 1-ой половине дня длительностью 30 минут в той же группе.
3. Включение в занятия по музыке элементов методики и произведений «Татарча сйлшбез» - «Говорим по-татарски» З. М. Зариповой.
4. Изучение языка с детьми 6-ти лет посредством слушания татарских песен, присутствия на праздниках, концертах, спектаклях, проводимых на татарском языке.
5. Введение в режимные моменты игр, игрушек, иллюстрированного материала, настольно-печатных игр, прослушивание записей сказок, стихов на изучаемом языке.
6. Организация экскурсий в Кремль г. Казани с целью знакомства с культурой, историей страны, в которой говорят на изучаемом языке.
7. Действенно-ориентированное общение: совместное участие в инсценировках, в ролевых играх, в концертной деятельности, просмотр мультфильмов на татарском языке.
8. Организация открытых мероприятий для родителей с целью демонстрации результатов проводимой работы по их заказу на образовательные услуги.
Ожидаемые результаты и их оценка
Образ конечного результата Критерии оценки
Интерес родителей к вопросам изучения татарского языка через музыкальное образование -Анкетирование родителей при участии совместной деятельности;
- Отзывы родителей
Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду -Пополнение группы дидактическими играми;
-Музыкальными дисками с татарскими песнями известных татарских композиторов;
-Татарской литературой;
-Обогащение группового музыкального уголка татарскими национальными инструментами.
В процессе ознакомления с татарским языком через музыку у детей развивается толерантное отношение к культуре других народов, любознательность, интерес к языку и музыке, эстетическое отношение ко всему окружающему. -Анализ уровня сформированности у детей познавательного интереса, творческих способностей будет осуществляться через интерес к музыке и любовь к языку;
-Оценка уровня заинтересованности и участия родителей в реализации проекта будет осуществляться по результатам анкетирования и по итогам участия совместных мероприятиях;
-Активность педагогов в реализации проекта.
Риски:
1. Слабая заинтересованность детей и родителей
Пути преодоления:
Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
2. Непостоянство состава детей в течении непосредственно- образовательной деятельности
Пути преодоления:
Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели.
Новизна проекта заключается в следующем: Использование билингвальной системы образования способствует ранней дифференциации языков. Считается‚ что билингвальное обучение‚ «поданное» в раннем возрасте‚ наиболее эффективно. Ведь дети более открыты новому. У них ещё нет всевозможных барьеров-стереотипов. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать билингвального образования в совместной деятельности с музыкой, не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Также новизна проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий.
Перспективы развития проекта:
-Расширение проекта, добавление новых тем, форм работы;
- Участие проекта в конкурсе «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан»;
- Презентация проекта в детском саду
Вывод:
Дошкольное детство - благоприятный период для развития музыкальных и языковых способностей. Это время развития, познавательных способностей ребенка, возможность пробуждения активности, зарождения креативности мышления, раскрепощенности, самостоятельности в умении выражать свои мысли мимикой, жестами. Словами, поэтому именно сейчас важно привит ребенку хорошую слушательскую культуру, научить ребенка не только слушать, но что особенно важно слышать музыку.