Назарова Анна
Музыкально-ритмическое воспитание детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
:
Музыкально – ритмическое воспитание детей 2-3 лет
В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано, по всей видимости, не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с пониманием самоценности этого периода детства, значения развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребёнка. И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение, движение и слово.
Темочки:
Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.
Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребёнка, но и служат неизменным инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия.
Каково же содержание работы с детьми 2-3 лет по развитию музыкально-ритмических движений?
Цели и задачи:
Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.
Развитие музыкального слуха :
музыкальных сенсорных способностей (различение динамики, продолжительности, высоты и тембра музыкального звука);
чувства ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии (а при чётком, акцентированном ритме – отмечать сильную долю);
слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;
способность менять темп (контрастный – быстро-медленно) и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков, развитие пружинных, маховых движений («фонарики», топающий шаг и др.); развитие выразительности движений, умений передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.
Воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым и ребёнком.
Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умения становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперёд и назад.
Развития умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек (расширения словарного запаса).
Отмечу также основной метод музыкально – ритмического воспитания
детей – «вовлекающий показ» двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, педагог должен максимально выразительно и чётко исполнять ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.
Объединение усилий родителей и педагогов в воспитании детей – вот, пожалуй, та красная нить, которая пронизывает направленность работы по подготовке праздников и развлечений. Действительно, не пока детей, не демонстрация успехов воспитателей, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей и у взрослых уже потому, что они вместе сидят, вместе поют и танцуют, вместе играют.
Если внимательно посмотреть музыкальный материал и предлагаемые упражнения для детей 2-3 лет, то нетрудно увидеть, что многие упражнения сами по себе являются или плясками, или играми или очень близки к ним. Это потому, что упражнения проводятся на игровой основе. Малышам не говорят: «Проведём упражнение», а говорят: «Попляшут наши ручки». Так нужно говорить, даже если дети сидят на стульях и на первую часть музыки тихо хлопают, а на вторую часть – громко и живо. Говорят «Поиграем!», и дети-«мышки» бегают по комнате под музыкальное сопровождение, а на музыкальный сигнал – убегают (кот проснулся) в свои норки, за стульчики. Итак, все упражнения проводятся в игровой или в танцевальной форме.
Дети от 2 до 3 лет различают двух- трёхчастную музыку, легко запоминают движения упражнений, определяют разные по характеру инструментальные пьесы и, когда музыкальный руководитель играет их, самостоятельно меняют движения. При этом педагог не должен пауз между частями пьесы (или между разными произведениями, излишне акцентировать конец одной пьесы и начало следующей, не должен форсировать динамические оттенки и темп.