Лучший педагог года

Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

Марина Сухорукова
Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема воспитания и развития детей дошкольного возраста относится к числу наиболее важных в детской педагогике и психологии. В эстетическом воспитании дошкольников большое место отводится музыкальному воспитанию в совокупности средств : слушание, пение и музыкально-ритмические движения. Музыка восполняет духовные потребности ребенка, переносит его в сферу чувств и переживаний. М. И. Сеченов отмечал, что музыка напрямую связана с движениями. Движение дает возможность более полно воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, дает движениям легкость и выразительность. С раннего возраста, движениями, ребенок выражает свои чувства, рожденные музыкой, играя, ребенок упражняется в данном движении, осваивает его.

Публикация «Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Теоретические и методические подходы к занятиям ритмикой были обоснованы в 20 веке швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Делькрозом, который выделил музыкальную ритмику в отдельную область музыкальной педагогики и видел в музыкально-ритмических упражнениях средство развития у детей музыкального слуха, выразительности движений и творческого воображения. Самое главное, что занятия должны доставлять детям радость, считал Делькроз.

Отечественные и зарубежные ученые-музыканты, учителя музыки накопили большой опыт по применению выразительных движений в процессе музыкального воспитания и развития. Немецкий педагог-музыкант Карл Орф считал, что музыка не существует сама по себе, она связана с движением, танцем, словом.

Российские педагоги-музыканты Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман также понимали важность музыкально-ритмического воспитания дошкольников. В середине 20 века была разработана программа, методика музыкально-ритмического воспитания, подобран разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста. Весь этот разнообразный материал был включен в раздел музыкального воспитания типовой программы.

На современном этапе в отечественной научно-методической литературе положительно оцениваются технологии музыкально-ритмического развития дошкольников. Данные технологии посвящены выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. Авторами таких технологий является А. И. Буренина, которая синтезировала знания в данной области и воплотила их в программу «Ритмическая мозаика», Т. И. Суворова с программой «Танцевальная ритмика для детей».

Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, играют большую роль, как в музыкальном, так и в общем развитии ребенка.

Влияние музыкально-ритмических движений на воспитание и развитие детей дошкольного возраста рассматривается на педагогическом, психологическом и физиологическом аспекте. Музыка и движения благотворно влияют на здоровье ребенка: его общий жизненный тонус, на работу сердечнососудистой и опорно-двигательной систем. Овладевая навыками ритмичного движения у ребенка формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Так же музыкально-ритмические движения положительно влияют на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняют релаксационную функцию, помогают снять утомление, добиться эмоциональной разрядки, помогают ребенку найти контакт с другими детьми.

Педагогический аспект предусматривает эстетическое воспитание дошкольников. Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец это не продукт интеллектуальной деятельности, это движения, возникающие на уровне подсознания. Сложнее точно выполнить комплекс движений синхронно с группой детей, в определенной последовательности и под определенную музыку. Здесь происходит тренировка умений ребенка: запоминание определенного движения, комплексов движений, координация движений с остальными детьми, способность слушать музыку и повторять под нее движения. Несмотря на все усилия педагогов не все дети могут настолько владеть своим телом, чтобы выразить в движении свои эмоциональные переживания вызванные музыкой. Для успешности занятий необходимо использовать словесно-игровой метод, который поможет ребенку понять художественный замысел и скоординировать движения тела с музыкой. Педагогу необходимо построить взаимоотношения с детьми на принципах сотрудничества, равноправия. Большую роль так же играет и умение педагога подобрать современный, интересный и детям и педагогу репертуар для обучения музыкально-ритмическим движениям. Подбор репертуара должен зависеть от потребностей детей, а также от возможности конкретных детей и задач их развития. Для детей с дизартрией характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцев, они не могут точно и четко выполнять двигательные упражнения, не соотносят свои движения с началом и концом музыкальной фразы. Расторможенного ребенка обязательно надо ставить в пример, но важно уловить момент пресыщения и дать возможность немного отдохнуть. Занятия с детьми ОВЗ направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую.

Цель музыкально-ритмического воспитания детей состоит в развитии ребенка, формировании разнообразных умений, способностей и качеств личности. Чем раньше мы дадим ребенку гамму разнообразных впечатлений, тем более гармоничным и успешным, в таком виде деятельности как движения под музыку, будет его дальнейшее развитие. Меньше будет проблем с развитием речи, внимания, памяти, мышления.

Движения под музыку являются для ребенка возможностью выразить свои эмоции, «выплеснуть» свою энергию, поэтому они в целом сказываются благотворно на его состоянии и воспитании.

В связи с взаимосвязью музыки и движения сформулированы задачи воспитания и развития детей.

1. Развитие музыкальности :

- способности чувствовать настроение, характер музыки, понимать ее содержание;

- развитие музыкального слуха;

- развитие музыкального кругозора;

- развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

- координации движений;

- развитие умения ориентировки в пространстве;

- развитие гибкости;

- обогащение двигательного опыта разнообразными движениями;

- формирование правильной осанки;

- развитие выносливости.

3. Развитие творческих способностей, творческого воображения, фантазии.

4. Развитие психических процессов:

- развитие эмоциональной сферы;

- умение выражать эмоции в мимике;

- развитие внимания, воли, памяти.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- воспитание умения вести себя в коллективе;

- умение переживать другим людям, животным;

- воспитывать чувство ответственности, избавлять от стеснительности, комплексов.

На музыкальных занятиях в детском саду используются следующие виды музыкально-ритмических движений :

- основные движения : виды шага (бодрый шаг, высокий шаг, тихая и

«осторожная» ходьба, хороводный шаг, мягкий пружинящий шаг, виды бега (легкий бег, стремительный бег, подскоки (легкие, сильные, прыжки;

- танцевальные движения : элементы танцев (боковой галоп, шаг польки, выставление ноги вперед на пятку и на носок, прыжки с «выбрасыванием» ног вперед, элементы русской пляски (шаг с притопом на месте, дробный шаг, тройной шаг, полуприсядка, движения рук (мягкие, энергичные, движения с предметами (с мячом, ленточками, флажками, платочками, элементы современного характерного детского бального танца;

- сюжетно- образные движения;

- танцы, хороводы;

- музыкальные игры.

Занятия ритмикой способствуют усвоению таких понятий как темп, ритм, динамика, развивают музыкальный кругозор ребенка. Способствуют созданию положительного эмоционального настроя. Развивают творческие способности. Развивают ориентировку в пространстве, координацию движений, ловкость, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Положительно влияют на сердечно-сосудистую, нервную систему, укрепляют опорно-двигательный аппарат.

Решая задачи музыкально-ритмического развития, мы способствуем музыкальному воспитанию дошкольника и его развитию в целом. Музыка открывает для ребенка мир добра и света, учит творческой деятельности.

Список использованных источников.

1. https://infourok.ru/muzikalno-ritmicheskie-dvizheniya-kak-sredstvo-vsestoronnego-razvitiya-rebyonkadoshkolnika-1197156.html

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2019/06/19/statya-na-temu-razvitie-muzykalno-ritmicheskih-dvizheniy-u

3. https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-muzykalno-ritmicheskie-dvizhenija-v-detskom-sadu.html

4. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-garmonichnoe-razvitie-lichnosti-reb-nka-cherez-muzykalno-ritmicheskie-dvizhenija.html

Публикации по теме:

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Дидактическое пособие для развития музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный кубик»Дидактическое пособие для развития музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный кубик» Дидактическое пособие для развития музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный кубик» Автор: Шубенкова.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов»Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов» Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей.

Консультация музыкального руководителя «Значение музыкально-ритмического воспитания в ДОУ»Консультация музыкального руководителя «Значение музыкально-ритмического воспитания в ДОУ» Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер. образы передаются в движениях. Основой является.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2022 в 15:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сухорукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД