Девятых Мария Леонидовна
Музыкально-познавательный проект «Мой родной Нижний Новгород»
Музыкально-познавательный проект «Мой родной Нижний Новгород» Данный проект был посвящен 800-летию Нижнего Новгорода. Расчитан данный проект на 1 учебный год. Содержит описание комплекса тематических занятий с подбором (перечнем) репертуара, содержащего в себе музыкальные произведения, песни, музыкально-творческие игры, презентации, выставки работ воспитанников, и. т. д.
Музыкально-познавательный проект
Публикация «Музыкально-познавательный проект „Мой родной Нижний Новгород“» размещена в разделах
«Мой родной Нижний Новгород»
«…Самым высоким видом искусства. Самым талантливым, самым гениальным, является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия… в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
М. И. Калинин
Руководитель проекта:
Девятых М. Л.
МБДОУ «Детский сад №152» г. Н. Новгорода
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный
Срок реализации проекта: один год (сентябрь – август).
Руководитель проекта: Девятых М. Л.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, специалисты ДОУ.
Форма проведения: в рамках организации педагогического процесса в образовательной деятельности и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции областей.
Продукт совместной деятельности: народные праздники и развлечение, народные музыкальные инструменты, изготовленные детьми и родителями, вокальное пение, танцевальное и игровое, художественное творчество.
Итоговое мероприятие по реализации проекта: праздничное мероприятие, посвященное 800-летию Нижнего Новгорода
Актуальность: У каждого человека есть свой родной город, где он вырос, где начал знакомиться с жизнью. Сколько бы не прошло времени, где бы человек не побывал – он всегда будет вспоминать свою малую Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви и привязанности к природным культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому задача развития чувства любви к малой Родине в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
На мой взгляд решением данной проблемы стала реализация проекта «Мой родной Нижний Новгород». Я считаю, что метод проекта позволяет познакомить детей с особенностями города и края, усвоить обширный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая процесс интересным и мотивационным. Это даёт ребёнку возможность наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской музыкальной и творческой деятельности.
Основная идея проекта - это формирование у детей чувства патриотической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями. Я хотела у детей сформировать патриотические чувства, основанные на ознакомлении с родным городом, а также традициями нашего народа.
Проект дает широкие возможности в разностороннем воспитании дошкольников: воспитывать любовь к Родине, семье. Родному краю, природе, людям, проявлять интерес к историческому прошлому. Ведь чтобы воспитать патриотов своего города, нужно его знать.
Цель проекта: духовно – нравственное развитие личности ребенка, ее творческих проявлений, систематизация знаний детей о Нижнем Новгороде, о истории родного города, гербе, гимне, основных достопримечательностях, через приобщение детей к музыкальным традициям своего народа.
Задачи:
Воспитывать любовь, эмоционально-ценностное отношение к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Развивать бережное отношение к родным местам.
Познакомить с творчеством нижегородских композиторов, вспомнить ранее прослушанные пьесы.
Познакомить с народными промыслами и музыкальными инструментами Нижегородской земли.
Побуждать детей к активному восприятию музыки, исполнительству. А также развитию творческих проявлений при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений.
Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре
Способствовать развитию культуры поведения в общественных местах у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий.
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.
Формы и методы работы:
Тематическая непосредственно-образовательная деятельность, праздники и развлечения, беседы, внесение художественного слова, просмотр презентаций, прослушивание музыкальных произведений, исполнение песен, танцев, музыкальные игры, рассматривание иллюстраций, организация выставок работ, целевые прогулки по городу (совместно с родителями).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап: (СЕНТЯБРЬ)
На данном этапе создавалась информационная база, необходимая для реализации проекта, обозначение проблемы. Были намечены формы работы с родителями, детьми и сотрудниками. Такая деятельность повышает педагогическую культуру родителей, вырабатывает правильные формы взаимодействия детского сада и семьи, создает для детей наиболее благоприятную обстановку в семье, в детском саду и на музыкальных занятиях.
Основной этап:
ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА:
ОКТЯБРЬ
«Музыкальное путешествие по Нижнему Новгороду»
«Символика Нижнего Новгорода»
• Знакомство с гербом и флагом и гимном города;
• Беседа «Нижний Новгород – моя малая Родина»;
• Демонстрация презентации «Музыка родного города»
• Чтение пословиц о силе, смелости и отваге русских людей;
• Слушание музыкальных произведений: «Гимн Нижегородской области», сл. В. Шамшурин, муз. А Морозов
• Пение: «Нижний Новгород», сл. и муз. Н. Мурычева
• Ритмодекломация «Наш город»
• Музыкальная игра «Мы пойдем.»
(https://www.youtube.com/watch?v=jAd4pYDM1T8&t=56s)
НОЯБРЬ
«Театры нашего города»
• Беседа «Виды театров»
• Демонстрация презентации «Театральный Нижний Новгород»
• Слушание музыкальных произведений: «Полет шмеля» муз. Римского-Корсакова; «Баба Яга», муз. П. И. Чайковского
• Пение с инсценированием:
• «Горошина», муз. В. Красевой
«Песенка о гамме», муз. Г. Струве
«Добрая сказка»,сл. и муз. Е. Соколовой
• Игра «Что мы делали»
• Игра «Угадай мелодию из сказки»
• Драматизация сказки «Три поросенка».
ДЕКАБРЬ
«Нижегородский зоопарк»
• Демонстрация презентации «Нижегородский зоопарк»
• Слушание музыкальных произведений:
«Королевский марш львов», муз. К. Сен-Санса
• Пение:
«Зоопарк», муз. Л. Абелян
«Почему медведь зимой спит?», муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленкова
• Музыкальные игры:
«Звонкий день»,
«У жирафа пятна»
ЯНВАРЬ
«Музыка ангелов»
• Беседа и рассматривание иллюстраций храмов и соборов Нижнего Новгорода
• Слушание музыкальных произведений:
отрывок пьесы М. П. Мусоргского «Звоны»;
«Утренняя молитва», муз. П. И. Чайковского
• Оркестр «Нижегородские звоночки», муз. П. Мориа
• Музыкальная игра «Колокольчик зазвони»
ФЕВРАЛЬ
«Нижегородский Кремль»
• Демонстрация презентации «Нижегородский Кремль»
• Беседа и рассматривание иллюстраций военной техники Кремля
• Слушание музыкальных произведений:
«Богатырские ворота», муз. М. П. Мусоргского
• Пение: «Ты не бойся, мама!», муз. М. Протасова, сл. Е Шкловского
• П/и «Построй свой Кремль».
МАРТ
«Нижегородская ярмарка»
• Беседа о Нижегородской ярмарке и рассматривание иллюстраций
• Знакомство с промыслами Нижнего Новгорода
• Организация выставки «Народные промыслы Нижегородского края»
• Театрализация сказки «Как мужик корову продавал», сл. С. Михалкова
• Слушание музыкальных произведений:
Русские наигрыши
• Пение с инсценированием:
«Где был, Иванушка?», Р. Н. П.
«Веселые матрешки», муз. Ю. Слонова
• Танец:
«Волжский хоровод»
«Танец с ложками»
• Праздник «Масленица на ярмарке»
АПРЕЛЬ
«Нижегородский планетарий»
• Демонстрация презентации «Звуки космоса»
• Слушание музыкальных произведений:
«Лунный свет», муз. К. Дебюсси
• Музыкально-ритмическая игра с внесением детских музыкальных инструментов «Звездочки»
(https://youtu.be/J79E-MdiRsU)
• Танец:
«Звездочки», («Венецианское Рондо», муз. Вивальди,
• Музыкальная игра «Роботы и звездочки»
МАЙ
«Музыкальные уголки Нижнего Новгорода»
• Беседа «Нижегородская филармония», «Нижегородская консерватория»;
• Слушание музыкальных произведений:
«Флейта и контрабас», муз. Г. Фрида
• Презентация «Музыкальные инструменты Нижегородского края»
• Музыкальная видеоигра «Угадай инструмент» (авт.)
• Творческая игра «Дирижер»
• Организация выставки музыкальных инструментов, изготовленных детьми совместно с родителями
• Оркестр народных инструментов «Я на горку шла», русская народная мелодия
ИЮНЬ-ИЮЛЬ
«Реки города»
• Слушание музыкальных произведений:
«Течет река Волга», сл. Марк Фрадкин, Лев Ошанин, муз.
М. Фрадкин
• Танец с полотнами «Реченька»
• Музыкальная народная игра «Ручеек»
• Чтение стихов: Д. Степанов «На Волге - реке», Е. Евтушенко «Волга»
Обобщающий этап (заключительный): (АВГУСТ)
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. На заключительном этапе будет организовано завершающее итоговое мероприятие проекта – праздник «С Днем рождения, любимый Нижний Новгород» в котором будут приобщены лучшие работы детей, разученные песни, танцы.
Ожидаемый результат проекта:
Для детей:
• Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
• Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
• знания детей обогащены новой информацией об истории и достопримечательность Нижнего Новгорода, пополнился словарный запас;
• коллектив детей сплачивается, объединённый работой над проектом;
• как продукт проекта совместными усилиями детей, воспитателей и родителей создание альбома достопримечательностей Нижнего Новгорода
• выставка детских работ
• совместное с родителями изготовление детских народных музыкальных инструментов
• итоговое мероприятие посвященное 800 – летию Нижнего Новгорода «Мой любимый город»
Для родителей:
• Укрепление детско-родительских отношений: социальное партнёрство
• Конструктивное сотрудничество педагога с родителями
Продукты проектной деятельности
• Сценарий праздника: «С Днем рождения, любимый Нижний Новгород», «Масленица на ярмарке»
• Выставка работ детей: «Посудная лавка», «Музыкальные инструменты»;
• Картотека музыкальных игр к проекту.
• Презентации:
- «Музыка родного города»;
- «Театральный Нижний Новгород»
- «Нижегородский зоопарк»;
- «Нижегородский Кремль»
- «Нижегородский Планетарий»
- «Достопримечательности Нижнего Новгорода»;
- «Народные промыслы Нижнего Новгорода»,
- «Хохломская роспись».