Джамиля Ильясовна
Музыкально-познавательное путешествие «Край мой северный — Ямал»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» п. г. т. Уренгой
Тема: «Край мой северный Ямал» (для детей средней группы)
Форма проведения: музыкально-познавательное путешествие
Сценарий воспитательного мероприятия
МБДОУ «ДС «Солнышко» п. г. т. Уренгой
2021
Пояснительная записка: сценарий разработан для детей среднего дошкольного возраста, продолжительность мероприятия 30 минут.
Публикация «Музыкально-познавательное путешествие „Край мой северный — Ямал“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель: продолжать знакомить дошкольников с многообразием культурных традиций народов, населяющих территорию России;
расширить знания о природных условиях и обитателях тундры.
Программные задачи:
• формировать у детей познавательный интерес к изучению быта, культуры, традиционных занятий народов Севера;
• развивать коммуникативные качества детей, прививать навыки взаимодействия и сотрудничества детей между собой и с взрослыми;
• закрепить знания детей о природе, животном мире родного края;
• вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс;
• воспитывать в детях терпимость и уважение друг к другу, к обычаям и традициям людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
Предварительная работа: оформление выставки рисунков, поделок и изделий, выполненных ненецкими мастерами – рукодельницами, заучивание стихов, разучивание танцев.
Оборудование: использование ТСО, шапочки волка, оленя для подвижных игр, национальные костюмы для танца, фонограмма. Ручные куклы Мышки, Вороны, Белой Куропатки для проведения кукольного спектакля.
В настоящее время остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Такие мероприятия помогают детям усвоить необходимые знания о родном крае, воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, природе. Очень бы хотелось, чтобы наши дети переняли мудрость коренных жителей, приобщать их к традициям, быту и культуре народов севера.
Ход мероприятия.
Дети под национальную ненецкую музыку заходят в музыкальный зал.
Ведущий.
Я живу на Ямале, где сурова зима,
Где короткое лето и осень ненастна,
Но как дорог и мил этот край для меня,
Как природа Ямала величава, прекрасна.
Я люблю этот край : и болото, и лес, -
Но волнует меня беспокойная мысль:
Как всё это богатство Ямала сберечь
Для других поколений, что здесь прижились.
Т. С. Гарбуза
Ведущий. Мы живём на Ямале. Это наша малая родина. Кто-то здесь родился, а кто-то приехал и прижился: работает, растит и учит детей. Здесь, на этой земле, живут веками и ведут своё традиционное хозяйство коренные народы Севера – ненцы, ханты.
Народ Ямала многонациональный, трудолюбивый, талантливый. Многие мужчины занимаются охотой и рыболовством, женщины и дети любят собирать ягоды и грибы. Богат наш край ценными породами рыб, водятся муксун, нельма, ряпушка. А какая полезная и вкусная брусника, черника, морошка, голубика! Поэты написали прекрасные стихи о красоте природы, животном и растительном мире родного края в любое время года. Об этом мы споем в «Песенке о солнце» сл. А Марласова.
Под музыку заходит Татыя.
Татыйя. Здравствуйте, ребята. Какая красивая песня прозвучала про мою родную тундру. А что у вас сегодня за праздник?
Ведущий. Сегодня мы рассказываем про Ямал, маленькую родину, где родились и живут наши ребята.
Татыйя. Я с огромной радостью приглашаю вас в путешествие в свою тундру. Посмотрите на наше пастбище оленей! Самый главный помощник в тундре это олень. Олень кормит людей, мясо оленя оснавная пища ненцев. Олень одевает людей, из оленьей шкуры ненцы шьют себе одежду. Олень прекрасное животное. Ребята, мы с друзьями очень любим играть. И я приглашаю вас поиграть в ненецкую игру «Олени и волк». Я буду играть роль волка.
Ведущий.
Ходит северный олень
По сугробам целый день.
А устанет - отдыхает,
Мох копытами копает.
По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться).
Ведущий. А теперь мы сами поиграем в эту игру, но прежде нам необходимо выбрать волка по считалке.
Все ребята встали в круг,
Серый волк примчался вдруг!
Он клыкастый, погляди,
Самый сильный, выходи!
Проводится игра «Олени и волк».
Ведущий.
Как в тундре снег, белым - бела
Летит полярная сова.
Ей не страшны мороз, зима
И полночи беззвёздной тьма.
Следят локаторы ушей
За перебежками мышей…
И видит их сквозь тьму глаза…
Сова - мышиная гроза.
Ведущий. Ребята, а я вас приглашаю поиграть в игру «Совушка – сова».
Совушка - сова-
Большая голова.
На суку сидит,
Во все стороны глядит
И как полетит.
Игра «Совушка – сова»
Один из играющих - «совушка» - находится в небольшом кругу (в «гнезде»). Остальные свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек лягушек. По сигналу взрослого: «Ночь наступает!» - все останавливаются, а совушка вылетает на охоту. Все играющие замирают на месте. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в гнездо. Когда играющие услышат: «День!» - все снова начинают двигаться. После двух-трех повторений выбирают новую совушку. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, ни разу не попавшиеся в гнездо.
Правила: 1)Совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком.
2)Вырываться от совушки нельзя.
3)Если совушка не заметит пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «День», то она улетает в гнездо одна, без добычи.
Ведущий. Много удивительно красивых детских стихов написано для детей. Несколько стихотворений мы сейчас услышим.
Ребёнок.
Скачут побегайчики-
Солнечные зайчики.
Мы зовём их - не идут,
Были тут, и нет их тут.
Ребёнок.
Снежиночки -пушиночки
Устали на лету.
Кружиться перестали,
Присели отдохнуть.
Ребенок.
Кто не знает попрыгунью-
Белогрудую летунью?
Хвост роскошный, уши-стрелки
У лесной пушистой белки.
Ведущий. Ребята,мы с вами живем в городе, в домах. А вот ненцы живутв тундре и домом для них служит – чум. Татыйя, расскажи нам о чуме.
Татыйя. Чум- это дом, он напоминает конусообразную палатку из жердей, покрытую полотнищами из оленьих шкур.
показ макета чума, рассматривание строение чума, затем педагог показывает последовательность сборки чума.
Чуму не страшны ни ветры, ни метели, ни морозы. Чум быстро разбирается и собирается, т к ненцы не живут на одном месте, они кочуют с одного места на другое, потому что пасут оленей. Занимается хозяйством в чуме женщина, ее называют чумработница, значит занимается работой по чуму.
Ведущий. Как вы думаете ребята, чем занимается хозяйка-мама в чуме.
Дети: Ответы (Готовит пищу, стирает, убирает.)
Татыйя: Правильно. Хозяйка чума готовит еду, убирает в чуме, смотрит за детьми, обрабатывает оленьи шкуры, шьет из них одежду.
В тундре нет магазинов, поэтому игрушки для своих детей делают родители. Для мальчиков-лодочки, фигурки оленей, нарты, для девочек –куколок, которые изготавливают из утиных носиков, шью куколке такую же одежду, какую носят сами. (Показ ненецких игрушек)
Ведущий. Мы, ребята, познакомились с жизнью, бытом, и традициями нашего края. Татыйя, наши ребята хотят исполнить для тебя танец
Исполняется «ненецкий танец»
Татыйя: Каждый вечер мне мама рассказывала сказки.
Ведущий. А какие вы сказки знаете, ребята?
Дети отвечают.
Татыйя. У каждого народа есть свои традиции, обычаи, сказки, пословицы и поговорки. Вы перечислили русские сказки, у жителей севера тоже есть свои сказки. Вот посмотрите и послушайте сказку «Лепешки».
Показ кукольного спектакля ненецкой народной сказки «Лепешки»
Ведущий. Жили в тундре Мышка, Ворона и Белая Куропатка.
Захотели друзья лепёшками полакомиться. Мышка спрашивает:
Мышка. Кто принесёт муку?
Ворона. Не полечу, сильный ветер летать мешает.
Белая куропатка. И я не полечу, у меня крылышки устали.
Мышка. Сама сбегаю.
Ведущий. Вернулась с мукой. Снова друзей спрашивает:
Мышка. Кто тесто месить будет?
Ворона. Не буду: белая мука мои чёрные перья запачкает.
Белая куропатка. Я тоже не буду, а то затупятся мои острые коготки.
Мышка (вздохнула) Если вы не будете, я сама справлюсь.
Ведущий. Принесла Мышка воды, налила в миску, насыпала муки. посолила и замесила тесто. Положила на доску, раскатала. Спрашивает друзей:
Мышка. Кто будет на огне лепёшки печь?
Ворона. Не буду, от дыма глаза покраснеют.
Белая куропатка. И я не буду, от дыма пёрышки почернеют.
Мышка. Если вы не будете, тогда сама испеку.
Ведущий. Напекла Мышка вкусных лепёшек. На стол положила и спрашивает:
Мышка. Кто будет есть лепёшки?
Ворона. Я буду.
Белая куропатка. Я тоже буду.
Мышка. Нет. Вы - смотрели, а я - хлопотала. Теперь я буду есть, а вы смотрите!
Ведущая. И сама все лепешки съела.
Ведущий: Кого северные люди берегут? Кто им так важен?
Ответы детей: Олень (просмотр слайда оленей)
Ведущая: Почему?
Ответы детей. Основное занятие жителей Севера - оленеводство, рыболовство, охота (слайд).
Ведь олень служит как транспорт (слайд) во все времена года. Северные сани называются нартами (слайд). Они бывают грузовые и легковые.
Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь (слайд)
Татыйя: Спасибо, что вы согласились посмотреть на мой суровый, но удивительный Край.
Мой ненецкий край,
На груди у России,
Полярной звездой
Ты ярко горишь.
Здесь проходит незримая граница,
Здесь проходит Полярный круг.
Сколько с Северных гор стучится,
В этот город холодных вьюг. П. А. Явтысый
Звучит песня «Северный край» Игоря Корнилова. Праздник закончился.
Татыйя. До свидания, ребята.
Дети: До свидания.
Литература:
1. Лапцуй Л. Едейко, Салехард издательство «Красный Север», 2004г.
2. Шорыгина Т. А., «Беседы о русском Севере» Методические рекомендации МТЦ Сфера, 2008г.
3. Харючи Г. П., «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса, Томск, 2001г.
4. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень: Софт Дизайн, 1995г.
5. Источники интернет сайтов.