Любовь Дружкова
Музыкально-поэтическая гостиная по произведениям А. С. Пушкина
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
«Музыкально – поэтическая гостиная по произведениям А. С. Пушкина».
ЦЕЛЬ: Открыть ребенку мир поэзии А. С. Пушкина, показать связь изобразительного искусства, литературы и музыки.
Задачи:
1 Обучающая: Вызвать у детей интерес к жизни А. С. Пушкина, желание узнать о нем и его семье. Способствовать расширению кругозора, познавательных интересов. Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественному слову, к музыкальным произведениям П. И. Чайновского, М. П. Мусоргского, к пейзажной живописи И. И. Левитана, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова. Учить замечать средства художественной выразительности. Учить находить сходство описаний в стихотворениях с натурой, учить слышать в музыке пение птиц, шум дождя, настроение автора. Активизировать развитие эмоциональной сферы, мышления, воображения, творческих проявлений у детей, обогатить музыкальные впечатления.
Публикация «Музыкально-поэтическая гостиная по произведениям А, С, Пушкина» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Пушкин. Литературные гостиные, конкурсы чтецов
- Темочки
2. Развивающая: Развивать читательский интерес. Активизировать разговорную речь, умение рассказывать. Показать значимость иллюстраций. Развивать воображение, фантазию, творческое мышление. Развивать умение передавать в рисунках сказочное настроение, подбирая краски, способы рисования. Закреплять умение рисовать разными способами героев сказок А. С. Пушкина, отражать в своих рисунках содержание знакомых произведений А. С. Пушкина. Обогащать и расширять словарный запас детей. Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (ритмичность, музыкальность, поэтичность, выразительность, точность, характер). Способствовать накоплению положительного эмоционального опыта восприятия музыки и творческой деятельности.
3. Воспитательная: Поддерживать интерес к художественной литературе, в частности к сказкам А. С. Пушкина. Учить понимать идею содержания произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, высказывать свое мнение, запоминать понравившиеся места и словосочетания: раскрыть нравственную коллизию текста (учиться видеть добро, ценить дружбу, взаимопомощь, любить ближнего своего, уметь прощать). Формирование ценностного отношения к музыке.
Предварительная работа
Чтение стихотворений А. С. Пушкина, заучивание наизусть; рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина : «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; просмотр мультфильмов по сказкам; знакомство со значением слова лукоморье, просмотр фильма «У лукоморья дуб зелёный»; рассматривание иллюстраций «У лукоморья» А. М. Куркина и роспись В. А. Панина; рассматривание портретов А. С. Пушкина, выполненных разными художниками, знакомство с историей написания портрета О. Кипренским; знакомство с биографией поэта, используя репродукции картин: И. Репина «лицеист Пушкин на экзамене 8 января 1815года читает своё стихотворение «Воспоминание в Царском селе» в присутствии Державина», Ге «Пущин и Пушкин в селе Михайловском», портрет поэта в написании В. А. Тропининым; слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года», М. П. Мусорского, Людвига ван Бетховена «Буря соната №17», «Весенняя соната №8», Иоган Себастьян Бах «Скрипичный концерт №1»; рисование по сюжетам сказок А. С. Пушкина.
Оборудование:
Портрет А. С. Пушкина художника О. Кипренского; иллюстрации «У лукоморья» А. М. Куркина и роспись В. А. Панина; презентация «Музыкально – поэтическая гостиная по произведениям А. С. Пушкина».
Технические средства:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Ход праздника:
Слайд 1. Портрет А. С. Пушкина художника О. А. Кипренского.
Воспитатель: Сегодня мы собрались на встречу с Александром Сергеевичем Пушкиным, и перед нами портрет знаменитого русского поэта А. С. Пушкина, написанного Орестом Адамовичем Кипренским. О. Кипренский написал лучший портрет А. С. Пушкина. Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А. Дельвига. Первое впечатление от портрета - впечатление предельной завершенности. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом). Изящная фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. В лице поэта О. Кипренский мягко передает его характерные "арапские" черты, густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не спускаясь на высокий лоб и не выбиваясь беспорядочно.
Сам поэт высоко ценил свой портрет, написанный О. Кипренским, ощущая, что именно здесь он запечатлен в своей "высшей типичности", как поэт серьезной и трагической музы. Потрясенный работой художника, А. С. Пушкин на другой день вручил О. Кипренскому листок со стихами.
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз.
Каждый человек неотделим от природы, мы зависим от погоды за окном, и поэт А. С. Пушкин искал вдохновения в природе, композиторы пишут музыку, слушая пение птиц, журчание ручейка, шум дождя, звон капели.
Перечислите времена года.
Ребё нок: осень, зима, весна, лето.
Какое время года больше всего любил А. С. Пушкин?
Ребё нок: осень.
Воспитатель: послушаем стихи об осени.
Слайды 2,3,4, 5: В. Поленов «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», И. Левитан «Осень». Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» «Октябрь».
Ребё нок:
Осень
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Ребё нок:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: В каждом музыкальном произведении, картине, стихотворении выражены чувства, переживания, настроение композитора, поэта, художника. Совпадают ли настроения А. С. Пушкина, И. И. Левитана, П. И. Чайковского?
Воспитатель: послушаем стихи о зиме.
Слайды 6,7,8. Сергей Панин «Зимний Пейзаж», А. Саврасов «Зима», К. Борисов «Зимний пейзаж». Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» «Январь».
Ребё нок:
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Воспитатель: Обратите внимание, как ясно и торжественно написал о зиме А. С. Пушкин, и музыка звучит тоже весело и торжественно. Как созвучны эти картины со стихами и музыкой? Подуло холодом, но наступает весна.
Слайды 9,10,11. А,К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Левитан «Первая зелень. Май», И. М. Левитан «Весна. Белая сирень». Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Апрель».
Ребё нок:
Ещё дуют холодные ветры
Ещё дуют холодные ветры
И наносят утрени морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчёлка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать:
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у берёзы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветёт черёмуха душиста.
Воспитатель: Неспешно, отвоёвывая пространство у зимней хозяйки, расцветает весна. Скоро засверкает и улыбнётся природа. Молодая травка пробьет себе дорогу. Изумрудная зелень будет радовать взгляд. Прилетевшие птички вспомнят свои лучшие песни. Как музыка рассказывает о весне?
Дети играют на музыкальных инструментах «Весеннюю миниатюру».
Физкультминутка – весенний хоровод «Пришла весна – открывай ворота!»
Воспитатель: После весны какое время года наступает?
Дети: Лето.
Слайды 12,13,14. Летние пейзажи. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Август».
Воспитатель: Поэт не любил время года лета. Он писал:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить да освежить себя –
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы-старухи.
Воспитатель: Какое настроение у поэта?
Ребё нок: Поэт страдает от жары.
Ребё нок:
Румяной зарёю покрылся восток.
Александр Пушкин
Румяной зарёю
Покрылся восток.
В селе, за рекою,
Потух огонёк.
Росой окропились
Цветы на полях.
Стада пробудились
На мягких лугах.
Седые туманы
Плывут к облакам,
Гусей караваны
Несутся к лугам.
Проснулися люди,
Спешат на поля,
Явилося солнце,
Ликует земля.
Слайд 15.
Воспитатель: Арина Родионовна была настоящею представительницею русских нянь. Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.
Арина Родионовна стала символом доброты и мудрости, олицетворяя в своем
образе душу бабушек и нянь, сумевших передать своим воспитанникам всю
любовь и нежность, развить их пытливый ум и воспитать у них любовь к
своей земле и своему народу. Благодаря А. С. Пушкину, имя Арины Родионовны стало известно всему миру.
Ребё нок:
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Просмотр фильма: «У лукоморья дуб зелёный»
Игра «Угадай, что скрыто?» Представлены три иллюстрации к прологу поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» авторов А. М. Куркина и В. А. Панина, надо угадать героев, которые закрыты листом бумаги.
Воспитатель: Какие сказочные словосочетания вы знаете?
Дети: Жили – были, в некотором царстве, долго – ли, коротко – ли… .
Воспитатель: Внимание, чёрный ящик!
Что это и из какой сказки? – рыболовная сеть – «Сказка о рыбаке и рыбке».
Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Ребё нок:
Ровно тридцать лет и три года.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Воспитатель: Сколько раз закидывал невод старик в «сказке о рыбаке и рыбке»?
Дети: 3 раза
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
Слайд 16.
Воспитатель: А сколько раз старик ходил к морю?
Дети: 6 раз
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
„Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось“.
„Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу. “
„Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой. “
„Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей. “
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках. “
Воспитатель: Как заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке»?»
Дети: „Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках. “ —
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
— Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Слайд 17.
Воспитатель: Что это и из какой сказки? – орехи, пика, корона –из сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди»,
Перечислите чудеса из сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди»,
Дети: город
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон“.
Дети: белка.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Дети: Тридцать три богатыря.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор,
Дети: Лебедь.
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Слайд 18.
Воспитатель: Из какой сказки: зеркало и яблоко -- предметы из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
зеркало
1. Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И красуясь говорила:
„Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?“
И ей зеркальце в ответ:
„Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее“.
„Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?“
Что же зеркальце в ответ?
„Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее“.
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет.
„Ax ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
2. Воспитатель: Как Соколко объяснил смерть царевны?
Ребё нок:
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом знать оно.
Воспитатель: А. С. Пушкин писал : «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»
Какой урок преподали сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди»?
Дети: Нельзя быть жадным, корыстолюбивым, завистливым, злым, хитрым и жестоким.