Галина Зверева
Музыкально-поэтическая беседа «Осень, Осень в гости просим»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-помочь детям понять и почувствовать красоту осени через музыку, живопись, поэзию;
-создать целостное эмоциональное впечатление об осени на примере поэтических произведений А. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. Есенина, А. Плещеева, И. Бунина;
- систематизировать и расширить представления детей об удивительном времени года - осени на основе произведений писателей, поэтов, художников, композиторов;
-учить детей совместной работе в коллективе.
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения мероприятия компьютер, проигрыватель, электронные презентации.
Публикация «Музыкально-поэтическая беседа „Осень, Осень в гости просим“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Форма проведения: музыкально-поэтическая беседа
Ход мероприятия:
Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались, чтобы поговорить об одном из самых красивых и любимых многими поэтами, музыкантами, художниками времени года – осени.
Осень вдохновляла художников, композиторов, поэтов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени краской, музыкой, словами.
В ней они видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветьем, и унылые пейзажи, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни.
1. Художники.
Слайд 3-4 .
Илья Семенович Остроухов (1887 г.) на картине «Золотая осень» изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Все пронизано легкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как бы оказались в самой чаще леса.
Слайд 5.
Исаак Ильич Левитан (1860 — 1900) – российский художник-пейзажист.
Очень много своих картин художник посвящал осени. Левитан отразил её такой, какой она бывает в разные периоды.
Слайд 6.
В самом начале это время года еще так похоже на лето, еще много зелени, но уже появляются яркие осенние краски – цветут осенние астры и георгины, как пожар разгораются они в осенних картинах Левитана.
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»
Ф. И. Тютчев
Слайд 7. Потом в один момент все желтеет, сначала одни деревья, а следом за ними и другие покрываются золотом. Эти изменения подробно отражены в картинах Левитана, он как будто боится упустить что-то важное, стремится донести до зрителя всю красоту и изменчивость осенней природы. Несмотря на скоротечность осенних дней, он успевает запечатлеть все нюансы.
«Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось».
С. Есенин
Слайд 8. Прошла пара дней – листья облетели, шуршат под ногами, деревья оголились. Начинаются дожди, листва преет, становится тусклой, жухлой, по утрам покрывается инеем. Небо серое, низкое, последние птицы улетают большими стаями. На улице дождь, туман и сырость.
«Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном».
А. Плещеев
Слайд 9. Картина «Золотая осень»
Одной из самых ярких картин в творчестве Левитана считается «Золотая осень». Глядя на картину, мы видим осенний день. Свет солнца падает на деревья и от этого лес становится ярким и пышным. Он словно сияет как золото. На общем желто-золотом фоне встречаются темно-красные оттенки это багрец. «В багрец и в золото одетые леса». По голубому небу плывут легкие белоснежные облака. Небо светлое, но по-осеннему холодное. Мы видим спокойное течение реки. Вдалеке поле, за ним деревню. А за деревней темно-зеленый лес. Наверное, там много елей. Общее настроение картины светлое, но немного грустное. Так как мы видим «пышное природы увяданье».
Смотришь на картину и сразу вспоминаются строки Ивана Бунина из стихотворения «Листопад» :
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной».
2. Поэты
Но не только художники, но поэты и воспевали осень. Осень воспевали Пушкин, Бунин, Тютчев, Некрасов, Есенин, Фет.
«Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса».
Слайд 10-11. Эти строки написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. В них он воспел красоту осенней природы.
Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года, поэтому поэт описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывал о своем восхищении: «Люблю…в багрец и золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу, природы увяданье, редкий солнца луч», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы.
Александр Сергеевич, обращаясь к «читателю дорогому», надеется, что мы сможем также понять всю красоту «улыбки на цветах увянувших» и насладиться чудесными описаниями «сладкой тишины».
Иван Алексеевич Бунин
Слайд 12. Бунин любит осень с ее запахом грибов и удивительным спокойствием, которое она дарит каждому, кто умеет тонко чувствовать и передавать настроения природы. Одним из лучших своих творений поэт считал «Листопад». Место действия — лес, а главная героиня — Осень. Сначала автор изображает светлую, тёплую, прекрасную пору, когда лес золотой, приветливый и чудесный.
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…»
Многочисленные яркие сравнения подчёркивают красоту леса. Лес ещё полон обитателей и звуков. Мотыльки, паучки, скворцы, дрозды наполняют его. Шуршат листья, поют и хлопают крыльями птицы. Но вот наступают холода. Природа увядает и засыпает.
Осенний лес Бунина похож на сказку, таинственную, фантастическую и чудесную. В каждой строчке стихотворения «Листопад» чувствуется любовь
поэта к родной природе, понимание её красоты и восхищение её великолепием.
3. Музыканты.
Слайд 13-14. Природа и музыка эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи. Давайте, обратимся к творчеству великого русского композитора П. И. Чайковского.
Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.
Фортепианные пьесы «Времена года» композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка.
Чайковский «Времена года. Сентябрь» Эпиграфом к этому произведению стало четверостишие А. Пушкина «Охота».
«Пора, пора! Рога трубят,
Псари в охотничьих уборах.
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах».
Словно повторяя слова поэта, музыка в этой пьесе начинается с громких звуков охотничьих рожков. Быстрые звуки напоминают скачку лошадей. Композитор передает всю страсть сентябрьской охоты. После быстрых, вызывающих азарт звуков, появляется лирическая мелодия, которая рисует в воображении крадущихся по следу зайца гончих, шумную погоню и финал ловлю беглеца и конец охоты. Лично я. Слушая эту музыку. Представляю теплую солнечную погоду, и у меня хорошее настроение.
«Времена года» - любимейшее произведение музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что мы, слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, но увядающую красоту земли.
Я надеюсь, что сегодня Вы увидели, услышали и ощутили дыхание осени, её очарование и таинственность. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, носить в сердце это высшее проявление культуры человека.
Подведение итога.
Ребята, как вы считаете, осень «унылая пора» или «очей очарованье»?
- Как воздействуют на человека поэзия, живопись, музыка?
- Что вам запомнилось из того, что вы сегодня увидели, услышали, узнали?
- Что понравилось больше всего?
- Осень время года скучное, унылое или красивое, очаровательное? Как вы считаете?
- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?
В конце встречи можно предложить игру.
Двигательно-речевое упражнение “Нарисуй осень”.
- Размешаем краску (круговые движения обеих рук).
- Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).
- Нарисуем осень (движения рисования художника).
- Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).
- Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).
- Речку голубую (волнообразные движения руки).
- Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая “много”).
- Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).
Заключение (слайд 15-20. Иллюстрации Любови Новоселовой)
При формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Составление небольшого рассказа по картинке – это очень познавательно для малыша, это развивает речь ребенка, обогащает его словарный запас и дает толчок к понятию смысла изображения.
Выполнение этих задач возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.