Инна Дерезуцкая
Музыкально-литературный салон «Сердце солдата» посвященный 100-летию К. Симонова
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Расширять музыкальный кругозор детей.
2. Познакомить с лучшими стихами Константина Симонова образцами военных лет.
3. Показать взаимосвязь музыкального и литературного жанров.
4. Формировать интерес к стихам созданным в дни великой отечественной войны.
5. Развивать патриотические чувства к своей родине. Через поэзию и музыку.
Публикация «Музыкально-литературный салон „Сердце солдата“ посвященный 100-летию К, Симонова» размещена в разделах
6. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, любовь и уважение к защитникам отечества.
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас музыкально - литературной гостиной. 2015 год в Российской Федерации проходит под знаком 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и Года литературы. Педагоги нашего доу и дети принимали участие в мероприятиях, посвященные этой дате. Ребята пели патриотические песни, читали стихи. Война коснулась каждой семьи. Это самое трагичное событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушения. Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов был Константин Михайлович Симонов.
К. Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Детство константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. В дни войны К. Симонов был военным корреспондентом (журналистом) «красная звезда» он постоянно находился в действующей армии. В своих военных работах один из первых обратился к теме русского человека на войне. Он в своих статьях описывал дни войны, ходил в атаку вместе с пехотной ротой в крыму. Был в горящем Сталинграде". В годы войны писал пьесы (пьеса “Русские люди” (1942, повесть “Дни и ночи” (1943—1944).
Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К. М. Симонова. В феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, “Правда” опубликовала стихотворение К. Симонова “Жди меня”. Оно быстро завоевало сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых. (читают дети стихотворение «Жди меня»).
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
желтые дожди.
Жди, когда снега метут.
Жди, когда. Жара.
Жди, когда других не ждут,
позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь
всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
скажет: — повезло. —
Не понять не ждавшим им,
как среди огня
Ожиданием своим
ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
только мы с тобой,—
Просто ты умела ждать,
как никто другой.
(Танцевальная композиция «Закаты алые»).
К. Симонов видел не только боевые сражение солдат, но и слезы на глазах детей.
«Дети войны»… так тревожно звучат эти слова: вам, лишенным счастливого детства, но не потерявших любовь вам, плачущим о погибших родных и близких, но с улыбками встречающих каждый рассвет вам, видевшим тень смерти но воспевающим жизнь вам, дети великой войны»посвятил Симонов свои стихи. Стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете».» «Всю жизнь любил он рисовать войну». «Кукла», Поэма «Сын артелириста».
Стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете».(читает воспитатель).
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и зтом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
Композиция «Дети войны».
К нам в музыкальную гостиную пришел Колодяжный Владимир Павлович корреспондент газеты» Твоя реклама» и библиотекарь - Катышева Е. Е.
Владимир Павлович расскажет о профессии корреспондента, какие необычные истории он записал.
(Беседа о профессии журналиста. Пение военных песен с гостем под баян «Катюша», «Эх путь дорожка фронтовая», «Песня военных кореспондентов»).
Елена Евгеньевна библиотекарь познакомит нас с книгами К. Симонова. Расскажет о нелегком жизненом и творческом пути Константина Михайловича.
Наши ребята только начинают читать страницы нашей истории, а воспитатели бережно хранят память о дедах и прадедах и готовы передать своё почитание к ним. Уважаемые педагоги, я приглашаю вас принять участие в нашей игре-викторине.
(воспитатели разбиваются на две команды по три-четыре человека).
Итак, первый вопрос – литературный, к командам педагогов. Послушайте предложенный отрывок. Как называется это произведение и кто его автор?
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди.
К. Симонов
Отвечает та команда, которая первой подняла руку.
«Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня»
/ ответ: «Жди меня» К. Симонов. /
Следующее задание. Вам надо закончить пословицу, поговорку.
Умелый боец – везде… / ответ: молодец. /
Славу свою добывай… / ответ: в бою. /
Кто честно служит, с тем слава… / ответ: дружит. /
Для родины своей – ни сил, ни жизни не … / ответ: не жалей. /
Кто за правое дело стоит, тот всегда… / ответ: победит. /
И последний конкурс – музыкальный. Каждой команде прослушать песни военных лет и вспомнить название.
«Синий платочек» сл. Максимова, муз. Петерсбурского
«Ехал я из Берлина» сл. Ошанина, муз. и. Дунаевского.
«Темная ночь»сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского.
«Майский вальс»сл. М. Ясень, муз. И. Лученок
Викторина окончена. Победила дружба.
Ребята, мы много говорили с вами о далёком времени, когда наша Армия боролась с фашизмом и победила в страшной войне, вспомнили стихи военных лет, узнали о поэте, корреспонденте, который в своих произведениях отразил то нелёгкое время. Для того, чтобы война не повторилась. А мы будем помнить бесстрашного военного корреспондента Константина Симонова, его стихи и повести.
Мы благодарим нашего гостя журналиста Колодяжного В. П. и заведующую филиалом Павловской центральной библиотеки - Катышеву Е. Е. по традиции вручаем цветы нашим гостям. Наша музыкально-литературная гостиная подошла к концу. До новых встреч.