Светлана Камилянова
Литературный вечер, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закрепление знаний детей о многочисленных произведениях С. Я. Маршака, с которыми ребята познакомились в процессе реализации проекта.
Задачи:
1. Продолжать развивать представление о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, рассказ и стихотворение.
2. Развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу и книгам.
3. Углубить читательский опыт детей.
Публикация «Литературный вечер, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературная деятельность
- Литературные сценарии
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2015
4. Развивать творческие способности детей в художественно-творческой деятельности на материале произведений С. Я. Маршака.
5. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.
Ход работы:
Воспитатель с детьми проходит в группу.
Воспитатель: Ребята я вчера вечером заходила в гости в соседнюю группу, а дети меня спросили; что мы с вами делали на предыдущей неделе. Я им рассказала, что знакомились с произведениями С. Я. Маршака, и они сказали, что не знают такого детского поэта и писателя, а им очень хочется. Как бы нам им помочь? (предложения детей). Хорошо, мы сходим, но хотелось бы еще им и показать что-то. Что бы им такого показать? (ответы детей). Мы с вами сделаем плакат, посередине приклеим портрет Самуила Яковлевича Маршака, а вы вокруг него приклеите изображения героев из его произведений.
Воспитатель: Ребята только мы не будем сразу делать плакат, а давайте немного вспомним творчество С. Я. Маршака. (ответы детей)
Хорошо походите, присаживайтесь на стульчики и мы с вами начнём.
Самуил Яковлевич Маршак прожил очень хорошую жизнь и сделал очень много для детей. Он не только писал стихи, он еще и переводил на русский язык произведения других писателей, чтобы дети в России, в нашей стране, могли тоже их знать. Самуил Яковлевич очень любил детей, поэтому он создавал для них театры, мастерские, дома – интернаты (показывает портрет).
Этот писатель родился 3 октября, осенью много лет тому назад. Папа Самуила был простым рабочим и работал на заводе. Мама занималась воспитанием детей, потому что в семье маленького мальчика было несколько братиков и сестричек. А вот талант к написанию стихов проснулся у него еще в детстве. Самуил начал сочинять стихи, когда ему было столько же лет, сколько и вам, и он еще даже не умел писать.
Когда Самуил вырос, то пошел учиться в гимназию. Он учился очень хорошо и получал много пятерок. Его семья много переезжала, но мальчик всегда старался хорошо учиться. А когда он вырос, то поехал получать профессию в другую страну – в Англию. Там, в Англии, Маршак сделал очень важное для себя открытие. Он понял, что переводить на русский язык чужие стихи не менее увлекательно, чем сочинять свои собственные.
И он стал переводить стихотворения известных английский поэтов. Например, именно благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, «Дом, который построил Джек», и всем известную дразнилку «Робин-Бобин». Ребенок читает стихотворения С. Я. Маршака «Робин-Бобин».
Робин-Бобин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять коней и колоколен, -
Да еще и недоволен!
Потом Самуил снова вернулся в Россию и стал жить в Краснодаре. Там он основал «Детский городок», где были библиотеки, мастерские. Туда ходили дети. Они там играли, смеялись, ставили представления, смотрели разные спектакли. Детям там было очень весело. А сам Самуил Яковлевич Маршак писал для них разные истории. Поучительные и смешные были его рассказы. Героями в этих историях были и дети, и животные, и насекомые… Например, Самуил Яковлевич написал «Сказку о глупом мышонке».
Ребята давайте, вместе со мной почитаем стихотворения С. Я. Маршака. Я буду начинать, а вы продолжайте.
1. Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж (картину, корзину, картонку и маленькую собачонку) .
2 Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать…. (в рукава просунул руки - оказалось, это брюки) .
3.-Где обедал, воробей?
-В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва… .(подкрепился у лисицы. С журавлём поел пшена. Погостил у носорога, отрубей поел немного.)
Воспитатель: Здорово у нас получилось стихи почитать! Теперь давайте немного отдохнём и поиграем.
Подвижная игра «Веселый канат»
(По окончании звучания музыки, дети должны успеть встать на канат, который с каждым разом становится все «короче». Побеждает самый ловкий и шустрый). (Когда звучит музыка, вы ходите, прыгаете, передвигаетесь по группе, можно имитировать любого животного. Как только музыка заканчивает звучать, вы должны успеть встать на канат с каждым разом канат будет становится всё короче и короче.)
Как весело мы поиграли! Самый ловкий у нас ….
Воспитатель: Ух, наверное устали, давайте присядем на стульчики и отдохнем. А Богдан, Даша и Данил расскажут стихотворение про мячик.
«Мяч».
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот.
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота.
Там попал под колесо,
Лопнул,
Хлопнул –
Вот и все!
А ещё С. Я. Маршак написал много загадок. Где-то у меня сохранилось письмо, в котором Самуил Яковлевич написал загадки. А ну-ка, попробуйте их отгадать. Кто знает ответ – тот хлопает в ладоши, и молчит, пока я не спрошу:
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (очки)
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко
А за что беднягу бьют,
А за то, что он надут. (мяч)
Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (велосипед)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес.
И наконец, совсем исчез. (Календарь)
Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живет.
Дверца узкая под крышей —
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят —
Во все стороны летят!
Ответ на загадку (почтовый ящик)
Он- ваш портрет,
Во всём на вас похожий.
Смеётесь вы-
Он засмеётся тоже.
Вы скачете-
Он вам навстречу скачет.
Заплачете-
Он вместе с вами плачет. (отражение в зеркале)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали, если бы Самуил Яковлевич был здесь, он был бы рад!
Засиделись мы немножко, предлагаю поиграть. Игра называется «Будь внимателен!». Для этой игры нужно встать в круг.
Я буду называть разных литературных героев, а вы должны присесть и подпрыгнуть только тогда, когда услышите имена героев из произведений С. Я. Маршака. Если герой не из его произведения, то стоите на месте и хлопаете в ладоши.
• Карлсон (стоят на месте и хлопают в ладоши)
• Дама с собачкой (приседают и подпрыгивают)
• Почтальон (приседают и подпрыгивают)
• Колобок (стоят на месте и хлопают в ладоши)
• Пожарный (приседают и подпрыгивают)
• Крокодил Гена (стоят на месте и хлопают в ладоши)
• Шрек (стоят на месте и хлопают в ладоши)
• Неизвестный герой (приседают и подпрыгивают)
• Умный мышонок (приседают и подпрыгивают)
Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать детям что-то хорошее и доброе, научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны, внимательны. А те детки, которые не соблюдают правила, даже становятся смешными. Вот одну такую историю про рассеянного человека однажды и сочинил Самуил Яковлевич Маршак. Она так и называется «Вот какой рассеянный».
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Ну, молодцы, ребята поиграли, от души, вспомнили всех литературных героев. Ну, а теперь давайте же выполним просьбу соседней группы, и сделаем для них плакат. На столе лежат картинки с изображением героев из произведения С. М. Маршака, выберите понравившегося вам литературного героя, и приклейте его на ватман.
А я наклею портрет С. Я. Маршака. Приступаем к работе, не забываете о правилах работы с ножницами и клеем.
Воспитатель: Хорошо ребята, молодцы!