Татьяна Галкина
Музыкально-литературный досуг для детей подготовительной группы «Мир русской былины»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир русской былины»
Цель досуга:
познакомить детей с народным эпосом, с героями русских былин, воспитывать чувство патриотизма.
Образовательные задачи:
формировать представления детей о русских героях – богатырях, об их подвигах. Расширять словарь детей, используя в речи старинные слова: меч и ножны, палица, копье, гусли, и др.
Воспитательные задачи:
прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство гордости за прошлое своей страны.
Публикация «Музыкально-литературный досуг для детей подготовительной группы „Мир русской былины“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2014
Развивающие задачи:
развивать художественно-образное мышление, способность творчески передавать в движениях музыкальные образы. Формировать положительные эмоции в разных видах деятельности.
Предварительная работа:
беседа о картине В. М. Васнецова «Богатыри», разучивание русских народных песен, чтение книг о русских богатырях, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций.
Образовательная область:
интеграция образовательных областей «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация».
Ход досуга.
Звучит мелодия на гуслях, дети входят в зал и садятся на стульчики.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята – добры молодцы да красны девицы! Собрались мы с вами на беседу добрую да складную, чтобы был у нас мир, лад и согласие. Беседовать мы будем о делах старинных, былинных, о славных богатырях земли нашей русской.
Былины – это старинные героические песни, которые создал народ, и пелось в них о том, что происходило на самом деле. Вслушайтесь в слова: «былина», «быль», «было». Первыми исполнителями былин были песенники – сказители. Они исполняли былины по памяти, как слышали от своих предков. В былинах прославлялись важнейшие исторические события, битвы ратные, герои и богатыри русские. До наших дней дошло более ста таких былин. Они исполнялись в сопровождении старинного русского инструмента – гусли.
Гусли – это небольшой щипковый инструмент (показывает гусли, который представляет собой деревянный плоский ящичек, в форме крыла, на котором натянуты струны. Звук у этого инструмента чистый, мелодичный, звонкий, поэтому их еще называют гусли звончатые.
Ребята, посмотрите на картину русского художника Виктора Михайловича Васнецова и назовите героев русских былин (показывает картину «Богатыри»). Кто изображен в центре на вороном коне?
Ребе
нок:[/h4] В центре художник изобразил Илью Муромца.
Ведущий:
Да, во всем его образе чувствуется мощь, сила и мудрость. Что держит Илья в руках?
Ребенок:
В одной руке он держит копье, в другой - палицу.
Ведущий:
Крестьянский сын Илья Муромец совершал подвиги не ради славы, а потому что любил свой народ, свою землю. Он всегда был на стороне бедных и сирот, потому, что сам много страдал. В детстве у Илюши отнялись ноги, он долгое время не мог ходить. Но как-то раз пришли старики-странники и попросили попить воды, а потом они исцелили больного Илью, и он снова встал на ноги.
А что за богатырь на белом коне?
Дети:
Добрыня Никитич.
Ведущий:
Расскажите, что вы знаете про этого богатыря?
Ребенок:
Добрыня Никитич из знатного рода. Об этом говорят его доспехи. Они богаче, чем у других богатырей.
Ребенок:
Не только щит и ножны богато украшены, но и рубаха на богатыре.
Ведущий:
Да, Добрыня боярского рода. Он меч зря не достает. Родом Добрыня из Рязани. Он самый умный и образованный из богатырей. Лицо у него строгое и благородное. Он вел переговоры с татарским ханом. А теперь посмотрите на третьего богатыря. Расскажите о нем.
Ребенок:
На коне золотой масти молодой богатырь – Алеша Попович. Родом Алеша из Ростова. Он самый веселый и удалой.
Ведущий:
А что держит Алеша в руках?
Ребенок:
Алеша держит тугой лук и гусли.
Ведущий:
А зачем ему гусли и лук?
Ребенок:
Потому что и дрался Алеша как герой, и песни любил петь.
Ведущий:
Давайте, ребята, вспомним с кем сражались русские богатыри? (ответы детей) Из былин мы знаем, что это были извечные враги Руси, всякая нечисть: Змей Горыныч, Соловей-Разбойник, Кощей, Тугарин, Чудище.
Ведущий:
Из того ли города из Мурома,
Из того ль села ли Карачарова?
Выезжает добрый молодец на добром коне,
Богатырь – Илья Муромец.
На лошадке скачет Илья Муромец
А навстречу ему молодой богатырь
Добрыня Никитич скачет
На лошадке выезжает Добрыня.
Илья:
Здравствуй добрый молодец.
Ты скажи-ка кто ты?
Добрыня:
А как скажет тебе про то моя палица тяжелая! Как отшибу тебе, да буйну голову!
Ведущий:
Соскочили они да с добрых коней, схватились во схваточку бороться: двое суток боролись, а на третьи сутки запросил Добрыня прощения.
Добрыня:
Не казни меня, а помилуй. Будем мы братьями названными. Будем ездить по чисто полю, биться с нечистой силою, да охранять нашу землю – матушку.
Ведущий:
Обнялись тут добры молодцы и стали братьями названными.
Много ли прошло времени, про то неведомо. А только родился на земле еще один богатырь – Алеша Попович. Рос не по дням, по часам. (на лошадке скачет Алеша). В ту пору повадился на Русь Татарин – царь похаживать, земли русские жечь. А Алеша Попович горяч был, закричал он громким голосом.
Алеша:
Эй, дружина храбрая,
Двум смертям не бывать,
А одной не миновать.
Напустим мы на рать силу несметную,
Освободим от напасти Русь – матушку!
Ведущий:
Услыхал о том Илья Муромец
В Киев-град с Добрынею приехали,
На большом пиру побраталися,
Богатыри меж собой подружилися.
Старшим назвали Илью Муромца,
Средним – Добрыню Никитича,
А младшим – Алешу Поповича.
Богатыри встают так, как на картине Васнецова «Богатыри»
Все богатыри:
А теперь поедем мы
На заставе богатырской стоять,
Станем землю русскую
От недругов оборонять.
Три богатыря под музыку «уезжают» за кулисы и убираю коней. Звучит песня «Богатырская сила», муз. А Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. Вперед выходят три богатыря, а за ними остальные мальчики и исполняют танец.
Ведущий:
Так уж повелось на Руси, если враг нападет, то весь народ на защиту встает, а в мирное время любили люди русские повеселиться, да удаль молодецкую показать. Вот и мы сейчас устроим состязания, померяемся силой.
Проводятся соревнования:
армрестлинг; «Петушиный бой»; «Перетяни канат».
Звучит грозная музыка Н. А. Римского-Корсакова «Сеча при Керженце»
Ведущий:
Ой, ребята, эта грозная музыка ничего хорошего нам не предвещает. Ой, что-то, наверное, сейчас случится!
Под музыку появляется Змей Горыныч.
Змей:
А-а-а! Испугались? Что, детки, узнаете меня? Змей Горыныч я лютый, живу в горах Сорочинских у Пучай-реки. А прочему меня Горынычем величают, знаете? Потому что имя мое – Горыныч – связано со словом «гора». Я в горах неприступных живу и сам огромный как гора. Как про меня в сказках да былинах говорится: «Летит Змей Горыныч, огромный как туча-гора, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на солнце блестят»
Ведущий:
Ох, и грозный гость у нас, ребята. Нам одним с ним не справиться. Надо скорее вызывать славного богатыря Добрыню Никитича. Заиграйте гусли наши, звончатые и позовите сюда Добрыню Никитича.
Звучит мелодия гуслей, входит Добрыня Никитич.
Добрыня:
Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы! Зачем меня к себе позвали? Никак помощь моя понадобилась?
Ведущий:
Очень, очень нужна твоя помощь, славный богатырь! Прилетел к нам страшный Змей Горыныч и только ты сможешь справиться с ним.
Добрыня:
А ну, нечистая сила, где прячешься, выходи, сразимся в честном бою.
Звучит музыка М. Мусоргского «Картинки с выставки», Добрыня и Змей готовятся к бою.
Ведущий:
Подождите, подождите, все-таки вы находитесь в детском саду, а не на поле бранном, и сражаться здесь нужно не копьем и огнем, а словом мудрым, умом острым, знаниями своими. Вот я и предлагаю именно такое сражение устроить.
Змей:
Ну, что ж попробуем. Ты, Добрыня, меня с моими тремя головами ни за что не одолеешь!
Добрыня:
А это мы еще посмотрим, Змей Горыныч. Видишь, сколько здесь ребят! Они обязательно мне помогут. Правда, ребята?
Ответы детей.
Ведущий:
Вот что мы сделаем: создадим две дружины, во главе одной – Добрыня Никитич, а другой – Змей Горыныч, и устроим состязание. Ребята, вы в какой дружине будете? (ответы детей, Змей оказывается без дружины). Ну, вот и первое боевое задание дружине и Змею Горынычу. На этих картинках изображено много всякого оружия. Нужно отобрать самое необходимое для русского богатыря и передать Добрыне Никитичу.
Соревнование «Подбери оружие»
Ведущий:
Подведем итоги соревнования. (Проверяет картинки отобранные детьми) Молодцы, ребята! Справились с заданием! А что же выбрал Змей Горыныч? (Показывает его карточки, дети смеются).
Ведущий:
А теперь еще одно состязание – викторина. Вам нужно правильно ответить на вопросы, тогда вы победите. Итак, слушайте:
1. Назовите любимых героев былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
2. Какое чудовище жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч)
3. Кто слагал былины? (народ)
4. В сопровождении какого музыкального инструмента исполнялись былины? (в сопровождении гуслей)
5. Какими качествами были наделены русские богатыри? (смелость, сила, мужество, доброта, честность, верность и любовь к Родине)
6. Назовите оружие былинных богатырей? (меч, копье, щит, лук и стрелы, палица, булава)
7. Что мы узнаем из былин? (Узнаем историю русского народа, его обычаи, культуру. Узнаем о ратных сражениях с врагами)
8. Чему учат былины? (Учат любить свою Родину, уметь ее защищать, знать и любить русских героев-богатырей)
Змей Горыныч тоже пытается отвечать, но все невпопад.
Ведущий:
Больше правильных ответов у дружины Добрыни Никитича. Молодцы, ребята, хорошо знаете былины и, конечно, вы победили Змея Горыныча о трех головах.
Змей:
Ох, ох, оплошал я, ничего не знаю. В школе не учился, книги не читал. Хочу домой на свои Сорочинские горы, чтобы о жизни поразмыслить, да ума побольше набраться. Ух, мы еще с вами потягаемся.
Добрыня:
И мне пора возвращаться на ратную службу, землю русскую охранять.
Ведущий:
Ну, что ж пусть будет по-вашему. Заиграйте гусли звончатые, перенесите Змея Горыныча в былину на его горы Сорочинские, а Добрыню Никитича в Древнюю Русь на богатырскую заставу.
Звучит мелодия на гуслях, Змей и Добрыня сказочно исчезают.
Ведущий:
Вы знаете, ребята, что герои сказок и былин очень любили русские народные песни. Они пели их и в дальней дороге, и на отдыхе, и за праздничным столом. Сейчас вы услышите мелодии самых известных народных песен, угадайте их и попытайтесь спеть.
Дети встают в круг, берут необходимые атрибуты: платочки, шапочки, наряды и исполняют русские народные песни. Звучат мелодии песен: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени мои сени», «Во саду ли, в огороде», «Как у наших у ворот», «Во кузнице» Дети отгадывают и инсценируют песни.
Ведущий:
Дорогие, ребята, сегодня вы встретились с героями русских былин. Много прошло времени с тех пор, но не забыл народ Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Прославляют их силу богатырскую, удаль молодецкую в стихах, песнях, картинах. И вы, ребята, постарайтесь быть похожими на русских героев-богатырей, всегда помните об их подвигах.
Звучит песня в записи «Богатырская сила», дети уходят из зала.