Елизавета Пронина
Музыкально-дидактические игры на экологическую тему
▼ Скачать + Заказать документы
«Пес Шарик»
Ход игры. Дети слушают песню и отмечают хлопками слова, со звуком «Р».
1. Пес мой Шарик загрустил,
Хвост он дверью прищемил.
За котом пес побежал —
Хитрый кот исчез, пропал.
2. Тихо пес лежит, ворчит,
Он обиделся, скулит.
Может, мне варенье дать,
Настроение поднять?
3. Шарика я взял гулять,
Будем и парке мы играть.
«Раз, два, три! Догоняй!
Да смотри, не отставай!»
Игровое упражнение «Лошадки»
Публикация «Музыкально-дидактические игры на экологическую тему» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход игры.
Услышать и воспроизвести в движениях «лошадок» и «кучеров» меняющийся характер 3-х частного музыкального произведения : решительность и упорство в 1-й части и при её повторении («кучера» сдерживают напор рвущихся вперед «лошадей»); весёлая беззаботность — во 2-й части: («кучера» пустили «лошадей» вскачь). Описание движений. Дети образуют пары, встав друг за другом и сцепив руки: стоящий впереди протягивает руки назад ладонями вверх, стоящий сзади «цепляется» своими пальцами за согнутые пальцы стоящего впереди партнера. Получается «упряжка» —«лошадка» и «кучер». «Лошадь слегка натягивает поводья» : чуть подается вперед, а «кучер сдерживает лошадь» : чуть отклоняется назад. Соединенные руки параллельны полу.
1 часть.
Такты 1-8. «Упряжки» движутся одна за другой высоким шагом. Головы «лошадей» упрямо наклонены вперед. «Кучера» сдерживают их движение.
На 8-м такте дети опускают руки, прыжком на двух ногах поворачиваются кругом и снова берутся за руки, меняясь ролями.
Такты 9-16 (повторение со 2-й вольтой). Те же движения, но в обратном направлении. В конце ещё раз меняются ролями.
2-я часть.
Такты 17-32. «Упряжки» движутся по кругу прямым галопом («кучера пустили лошадей вскачь»).
В 24-м такте делают поворот, как в такте 8, и (такты 25-32) скачут в обратном направлении.
3-я часть.
Движения, как в тактах 1-16.
«Козел»
Ход игры. Дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки «Полька» И. Саца (к спектаклю «Синяя птица») одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом». Другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой всеми детьми повторяются слова, напоминающие им о характере образных движений. Козел сердит, козел молчит, Он копытами стучит, Бородой своей трясет, Никак капусту не найдет.
4. Хоровод «Веснянка»
1. Ой, бежит ручьем вода,
Нет на снега, нет ни льда
Припев: Ой, вода, ой, вода,
Нет ни снега, нет ни льда.
2. Прилетели журавли
И соловушки малы.
Припев: Журавли, журавли
и соловушки малы.
2. Мы весняночку поем,
Весну красную зовем.
Припев: Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.
Вступление. Дети стоят двумя параллельными колоннами
Первый куплет. Каждый ведущий ведет свою колонну по полукругу от середины к боковым стенам, соединяют круг.
Припев. Положив руки на пояс, дети топают правой, левой ногой (по 2 раза, пятясь, расходятся к краям площадки.
На повторение, те же поочередные притопы, и дети возвращаются на свои места.
Второй куплет. Дети бегут по кругу вправо, раскрыв руки в стороны, как крылья, изображая полет журавлей.
Припев. Движения повторяются.
Третий куплет. В середину круга выбегают заранее намеченные 5-6 плясунов, они, образуя свой круг, бегут в одну сторону, а оставшиеся во внешнем круге – в противоположную.
Припев. На первую половину припева дети хлопают в ладоши, на вторую –кружатся с поднятыми вверх и в стороны руками.
Исполняется любая плясовая украинская мелодия (например, гопак). Наружный круг раздвигается, а стоящие во внутреннем круге свободно пляшут, используя знакомые плясовые движения.
Игровое упражнение «Весенние ручейки»
Ход игры. Дети встают «цепочкой».
Такты 1-8. Легко бегут за ведущим по окружности зала.
Такты 1-8 повторяются. Ведущий меняет направление движения на противоположное.
Такты 9-10. Меняется направление движения («Ручеёк огибает препятствия»).
Такты 11-12. Меняется направление движения.
Такты 13-16.
Меняется направление движения.
Такты9-16. Движения повторяются.
Методические рекомендации. Первоначально «цепочку» ведет взрослый, обращая внимание детей на крутой поворот при смене направления движения. Затем ведущим «ручейка» может быть тот ребёнок, который хорошо слышит изменения в музыке.
Этюд «Весна»
Ход игры. Можно предложить два образа: птицы (девочки) и дождь (мальчики). Каждая группа детей самостоятельно находит движения, соответствующие образу и характеру музыки.
Девочки-«птицы» летают, танцуют, собираются стайками, щебечут, радуясь весне.
Во время «грозы и дождя» —прячутся под воображаемую крышу (собираются в одном из углов зала).
Мальчики-«дождинки» двигаются острым бегом врассыпную, прыгают на месте, кружась, и т. п.
Методические рекомендации. Педагог, наблюдая за творческими движениями детей, может предложить им двигаться в какой-то момент одинаково, повторяя придуманный кем-то из детей наиболее выразительный вариант движения.
Игра «Солнечные зайчики»
Ход игры. Музыкальный руководитель :
1. Явилась однажды Весна в детский сад
И нам подарила веселых зайчат.
Припев: Скачут, скачут по стене солнечные зайчики.
Ловят, ловят, ловят их девочки и мальчики.
2. Играют зайчата с тех пор у ребят.
И в клетку зайчата идти не хотят.
Припев: Скачут, скачут по стене солнечные зайчики.
Ловят, ловят, ловят их девочки и мальчики
«Ходят капельки по кругу»
Ход игры : Воспитатель предлагает детям представить, что она мама- тучка, а все дети- капельки дождя и под музыку выполнять те действия, которые она будет озвучивать (Звучит музыка, напоминающая дождь) :
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.
Полетели капельки на землю.
Попрыгали, поиграли.
Скучно им стало. Собрались они вместе и потекли маленькими, весёлыми ручейками (дети берутся за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (дети соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют, хорошо им вместе. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (дети присели, а затем стали подниматься на носочки и вытягивать руки вверх).
Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме-тучке (дети поочередно подбегают к педагогу).
После проведения игры, педагог уточняет, понравилось ли детям быть в роли капелек дождя и почему, когда засветило солнышко, они вернулись к маме-тучке.
На лесной опушке
Ход игры:
Под музыку и стихотворное сопровождение дети выполняют различные движения:
Нам пора и поразмяться.
Предлагаем прогуляться.
Темным лесом, сочным лугом
Мы шагаем друг за другом.
(Выполняют обычную ходьбу)
Чтоб цветочки не помять,
Ноги нужно поднимать!
(Ходьба с высоко поднятыми коленями)
По тропинкам мы бежим,
Не мешаем, не шумим.
(Бег змейкой друг за другом)
На полянке бабочкам
Весело летать.
(Махи руками одновременно с бегом)
Мы слегка присядем,
Будем наблюдать.
(Приседания)
Прыгают лягушки
На лесной опушке.
(Прыжки из положения приседа)
Очень их боятся
Комары и мушки.
Чтобы ветки не ломать,
Будем тихо мы шагать.
(Ходьба спокойным шагом)
С лесом в дружбе мы живем,
Лесу песенки поем.
(Остановка на месте)
Потянулись, подышали,
В группу дружно пошагали.