Галина Плотникова
Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенку раннего возраста для знакомства с каким-либо объектом необходимо обследовать его, т. е. увидеть, услышать, потрогать. Такую возможность в мире музыкальных звуков дает малышам музыкально-дидактическая игра.
Целью музыкально-дидактических игр является развитие музыкально-сенсорных способностей детей.
Музыкально-дидактические игры развивают музыкальность и музыкальные способности детей.
Публикация «Консультация для родителей „Музыкально-дидактические игры для детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные игры. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Музыкально-дидактические игры направлены на развитие тембрового (тембр — окраска звука, динамического (динамика — громкость, сила звучания) и звуковысотного (способность различать высокие и низкие звуки) слуха детей двух-трех лет, а также на развитие восприятия малышами контрастных изменений темпа (медленно — быстро) и характера музыки.
Потребность играть — естественная потребность малышей. В процессе игры даже сложный материал усваивается ими быстрее, легче и надежнее. Играя в музыкально-дидактические игры, крохи учатся вслушиваться в музыку, эмоционально воспринимать, чувствовать и понимать ее.
Кроме музыкального слуха музыкально-дидактические игры развивают внимание и память малышей. Вместе с тем происходит их интеллектуальное развитие, так как дети наблюдают, слушают, сравнивают, учатся делать выводы.
В ходе овладения играми дети закрепляют знание музыкальных инструментов : колокольчик, погремушка, бубен, дудочка, барабан. Позднее к ним добавляются ложки, бубенчики, гармошка. Затем детей знакомят с треугольником, металлофоном.
В какие дидактические игры играют дети на музыкальных занятиях?
Это ритмические игры, которые развивают чувство ритма. Например, игра «Ножки. Устали наши ножки». Под первую часть музыки дети бодро шагают, под вторую часть садятся на пол и гладят свои ножки.
Игра с похожим названием «Ножки, куда вы бежите?» Малыши бегут под музыку, при остановке присаживаются. Развиваем слуховое внимание, учимся выполнять смену движений.
Следующая игра «Музыкальное окошко». Очень любима малышами. Окошечко в теремке открывается, из него кто-то появляется: зайка, собачка, бабушка. Дети слушают песенки и пытаются подпевать их. Учим детей слушать и понимать пение взрослого.
Музыкально-ритмическая игра «Ладушки». Для эмоционального настроя используется кукольный театр. Из окошечка теремочка появляется бабушка.
Она поет песенку, хлопает в ладошки. Малыши с удовольствием повторяют за ней.
Еще одна разновидность игры «Музыкальное окошко». Цель: определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента. Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания («мяу», «гав», «и-го-го» и т. п.) «озвучивает» своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж.
Следующая игра на определение характера музыки «Плясовая-колыбельная». Под звучание «Колыбельной» дети укачивают куклу, под «Плясовую» пляшут.
Игра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских способностей «В гости песенка пришла». Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку, в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик, машина, птичка и др. Достаем из мешочка петушка, сыплем ему зернышки, поем песенку «Петушок».
Достаем из мешка куклу, укачиваем ее, поем «Баю, бай».
Если из волшебного мешочка появляется мишка, дети наблюдают, как мишка топает, слушают песенку про него.
Достаем из мешочка птичку, поем песенку про нее, зовем птичку жестами в гости, сыплем крошечки, показываем, как птичка крошечки клюет.
На музыкальных занятиях проводятся игры-знакомства с детскими музыкальными инструментами. Одна из них «Погремушка». Малыши учатся извлекать звук путем встряхивания и прятать погремушку за спинку в соответствии с музыкой.
В группе воспитателями продолжается работа по музыкальному воспитанию детей. В гости к малышам приходит мишка-почтальон и приносит посылку с теми или иными музыкальными инструментами.
Музыкальные инструменты может приносить и лисичка-сестричка. На музыкальном занятии у детей формируется навык звукоизвлечения из инструмента, в группе этот навык закрепляется.
А сейчас несколько игр мы разучим с вами, с родителями. Это игра «Музыкальный ёжик». Игра на развитие чувства ритма и динамического восприятия.
Цель: Развивать представления детей о ритме, учить приёмам игры на барабане одной и двумя палочками, ладошками, пальчиками.
Ход игры : Играем на барабане по тексту стихотворения (бум-бум-бум) одной палочкой.
С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум!
Целый день играет ёжик бум, бум, бум!
С барабаном за плечами бум, бум, бум!
Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум!
Очень яблоки любил он бум, бум, бум!
Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум!
Ночью яблоки срывались бум, бум, бум!
И удары раздавались бум, бум, бум!
Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум!
Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум!
Следующая игра «Послушный бубен». Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма.
Цель: Учиться играть на бубне различными способами, учиться играть громко и тихо.
Игровой материал: Бубны по количеству участников игры
Ход игры:
В бубен бей, бей, бей,
В бубен бей веселей!
Произнося эти слова, играем на бубне, ударяем по нему правой рукой. Слова произносятся три раза подряд. Затем происходит смена движения.
Пусть наш бубен отдохнёт,
Тихо песенку поёт
С этими словами легко встряхиваем бубен, звук лёгкий, тихий. Слова произносятся три раза подряд. Игра продолжается.
Еще одна игра «Курица и цыплята».
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: домик, кукла Маша, металлофон, игрушечные птицы (курица и цыплята).
Ход игры : Рассаживаемся вокруг стола.
В этом домике живёт кукла Маша, у неё есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, кого зовёт Маша. (Играет на металлофоне ре второй октавы)
Родители ставят цыплят перед Машей. Кукла кормит птиц. Педагог просит спеть тоненьким голосом, как цыплята «пи-пи-пи».
Затем кукла Маша зовёт кур – (педагог играет на металлофоне ре первой октавы.)
Родители ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».
Таким образом, музыкально-дидактические игры развивают у детей представление о ритме, развивают музыкальную память, динамическое восприятие. Способствуют развитию звуковысотного слуха.