Мария Юрьевна Батулина
Музыкальная «сказка о глупом мышонке» Д. Шостаковича по мотивам одноимённой сказки С. Я. Маршака
▼ Скачать + Заказать документы
В музыкальной гостиной с Дмитрием Шостаковичем
В преддверии дня рождения Д. Шостаковича я решила познакомить детей старших и подготовительной групп с его музыкой к известной всем сказке С. Я. Маршака "о глупом мышонке".
Публикация «Музыкальная „сказка о глупом мышонке“ Д, Шостаковича по мотивам одноимённой сказки С, Я, Маршака» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Музыкальные сказки. Сценарии
- Мышь. Все о мышках для детей
- Работа музыкального руководителя
- Шостакович Д.Д. Композитор для детей
- «Сказка о глупом мышонке», сказка
- Темочки
Для этого я организовала две встречи в форме музыкальной гостиной на 20-25 минут. (Дело в том, что и опера, и мультик, длятся около 15 минут. Но ещё нужно было время на обсуждение).
На первой встрече мы послушали оперу "Сказка о глупом мышонке" Д. Шостаковича, написанную в 1979 г.
А на второй встрече мы посмотрели мультфильм 1940 г, музыку к которому тоже написал Д. Шостакович.
И мультик, и оперу легко найти и скачать на просторах интернета.
Советую именно сначала послушать оперу, а потом посмотреть мультик не только музыкальным руководителям, но и воспитателям, и родителям с детьми. Сказка очень сама по себе поучительна, а музыка оперы очень тонко и характерно передаёт все её моменты. В опере композитором очень ярко переданы характеры всех героев вокальными темами. Тема каждого героя индивидуальна. При желании песенки и утки, и лягушки, и лошади, и свиньи, и мышки, и кошки можно использовать в качестве распевок на рядовых музыкальных занятиях (по отдельности) и в театрализованной деятельности. Они очень легко запоминаются и поются! А ритмический их рисунок как нельзя лучше сочетается и с мелодией, и с тембром героев.
Также не менее интересны музыкальные моменты в опере без слов, соответствующие содержанию сказки и замыслу самого композитора. Ведь Шостакович придумал хороший конец, в котором мышонка кошка всё-таки не съела. Если кто заинтересуется, из музыкальных руководителей, этой темой, то возможно с помощью специальной компьютерной программы сделать нарезки музыкальных тем всех героев и отдельных наиболее ярких сцен. Получится музыкально-дидактическое пособие по принципу музыкального лото, где каждой карточке с определённым изображением будет соответствовать своя музыка. Такая игра позволит развить у дошкольников слуховое и зрительное внимание, усидчивость и музыкальную память.
На второй встрече в музыкальной гостиной, при просмотре мультфильма, мы с ребятами закрепили знания об опере, освежили и обогатили в памяти музыкальные впечатления. А ещё мне удалось в игровой форме провести сравнительный анализ оперы и мультфильма. Например, я включала в аудио записи песенку какого-либо героя, а дети определяли на слух, откуда она (из мультика или из оперы). Получилась такая музыкально-дидактическая игра, которая очень понравилась детям.
В заключении не могу поделиться идеей, как создать проблемную ситуацию с дошкольниками при знакомстве и закреплении музыки Д. Шостаковича к "Сказке о глупом мышонке". В музыкальном лото может не хватать щуки. Следует задать вопрос ребятам: "Почему?" Ответ, конечно же, ясен. Щука, как и любая рыба, не говорит. Поэтому песенки у неё нет.
А почему бы не включить выше описанные мною игры в непосредственную игровую деятельность дошкольников как в саду, так и дома. Только здесь уж надо поработать педагогам в онлайн. Результатом будет хорошее взаимодействие с родителями.
Всем удачи, творческих идей! Спасибо за внимание!