Елена Ярыгина
«Детям о Чайковском». Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: расширять кругозор детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского
Задачи:
— приобщать детей к слушанию классической музыки;
— способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;
— вовлекать дошкольников в разные виды художественно эстетической деятельности;
— воспитывать эстетический вкус, любовь к музыке П. И Чайковского.
Публикация «„Детям о Чайковском“, Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2017
Словарная работа: Фортепианный цикл «Детский альбом», пьеса, балет, опера, композитор.
Музыкальный репертуар :
«Сентиментальный вальс», «Вальс» из балета «Спящая красавица»,
пьесы из цикла «Детский альбом» :
«Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Вальс»,
«Неаполитанская песенка», «Баба Яга», «Игра в лошадки»,
«Песня жаворонка» «Немецкая песенка» П. И. Чайковского
Предварительная работа:
Разучивание музыкального репертуара, слушание музыки пьес из
цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского
Атрибуты и материалы: экран, ноутбук, проектор мультимедиа, музыкальный центр, музыкальная шкатулка, цветы, метла, барабаны, детские музыкальные инструменты, костюмы солдатиков, Гномика, Бабы Яги.
Действующие лица: Баба Яга, Гномик – взрослые.
Звучит «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.
Дети заходят в зал и рассаживаются на стулья.
Ведущая: Тихо, тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде- разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены, вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг,
Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и ведет нас за собой. Музыка, которая сейчас звучала, и к которой мы пришли в гости, написана великим русским композитором П. И. Чайковским. Ребята, посмотрите на портрет Петра Ильича, каким вы представляете его характер? Несомненно, прежде всего, доброта, такова и его музыка. В ней, как и в сказках побеждает добро, красота, именно поэтому его музыка так любима и взрослыми и детьми во всем мире.
Видео презентация «П. И. Чайковский»Слайд 1
1Ведущая ведет рассказ на фоне презентации: Есть на Урале небольшой городок — Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик, и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим.
Слайд 2
Он рос очень добрым, боялся кого – нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, потому что он постоянно придумывал забавные истории и разные веселые игры. Была у маленького Пети и еще одна особенность: он любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда эти звуки и как из них может сложиться мелодия, однако очень любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Описывается такой случай: в доме Чайковских был организован праздник, на котором звучала музыка и все танцевали. Вечером, после праздника, когда в комнату вошла няня, Петя лежал на кровати и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!».
Слайд 3
Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич в 1866 году окончил Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.
Слайд 4,5,6,7
«Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу картины природы. Эта музыка написана для фортепиано. Каждому месяцу посвящена своя музыкальная картинка, наполненная любовью к жизни и восхищением ею.
Слайд 8
Петр Ильич написал 3 балета: «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро».
Слайд 9
10опер, в том числе на произведения А. С. Пушкина. Музыку к спектаклю по сказке А. Н. Островского «Снегурочка»
Слайд 10
А так же много прекрасных произведений для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом». Композитор очень любил путешествовать: он бывал во Франции, Италии, Германии. Слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал их, а затем записывал в свой альбом. Свои впечатления он передал в музыке («Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Итальянская песенка»).
Слайд 11
Чайковский был не только композитором, но и дирижером оркестра, а так же преподавал в Московской консерватории – учил будущих пианистов и композиторов. Сейчас консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории стоит памятник Чайковскому, где он изображен сидящим с дирижерской палочкой в руке. Раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс и все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Имя этого доброго и умного человека известно всем. Его зовут Петр Ильич Чайковский.
Конец презентации
Голос из-за кулис:Петр Ильич Чайковский?
Ведущая: Ой, кто это говорит? Кажется, звук доносится из этой музыкальной шкатулки?
Голос из-за кулис: да, да, я в шкатулке, откройте, пожалуйста, мне так интересно…
Ведущая:Конечно, откроем, (открывает) да это же маленький гномик, здравствуй, гномик. доносится чиханье, появляется гномик.
Гномик: здравствуйте, и никакой я не маленький, я же немного волшебник. Мне очень интересно узнать про Петра Ильича Чайковского, а что было дальше?
Ведущая: а вам ребята, интересно? Тогда слушайте дальше. У Петра Ильича Чайковского был любимый племянник, Володя Давыдов, по прозвищу Боб. Ему композитор посвятил «Детский альбом», в котором были необычайно забавные и занятные пьесы. Это и знакомый «Марш деревянных солдатиков», печальная страница «Болезнь куклы» и вовсе трагическая «Похороны куклы». Потом «Новая кукла», танцы, песни… Боб мог играть на фортепиано, и поэтому сам исполнял эти пьесы. Но вы ребята, уже слушали многие пьесы, сможете их узнать?
«Музыкальная викторина»
Проводится музыкальная викторина, звучат отрывки из пьес:1. «Болезнь куклы»,2. «Игра в лошадки»,3. «Камаринская»,4. «Песня жаворонка»
Ведущая: я вижу, вы хорошо знаете музыку Петра Ильича Чайковского.
Гномик: молодцы, а хотите, чтобы герои «Детского альбома» пришли к нам в гости?
Ведущая: разве это возможно?
Гномик: конечно, ведь я же немного волшебник, итак берет ноты «детского альбома», открывает…Бом, бом, бом, бом! Открывается альбом. не простой, а музыкальный, сочиненный, для ребят много, много лет назад. Звучит волшебная музыка.
Гномик: Они в коробочке лежат, но если их достать —построятся за рядом ряд, пойдут маршировать. И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики. Кто скажет, как мы их зовем?
Дети: Оловянные солдатики.
Мальчики, исполняют марш-перестроение с барабанами. «Марш оловянных солдатиков» П. И. Чайковского.
Гномик: А ну-ка,руку дай, дружок, начнем мы танец, новый, детский. И встанем дружно мы в кружок, под звуки музыки немецкой.
исполняют «Немецкий танец» «Немецкая песенка» П. И. Чайковского.
Гномик: Неаполь, город итальянский, всех удивляет красотой,Там звуки песен, ритмы танцев покорили шар земной.
Дети оркеструют пьесу «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского
Гномик: Бал в разгаре, шутки, смех,музыка зовет нас всех. Вальс Чайковского, друзья, пропустить никак нельзя.
Дети выполняют танцевальную импровизацию на музыку П. И. Чайковского «Вальс».
Гномик: Бом, бом, бом, бом! Закрывается … Звучит «Баба Яга» П. И. Чайковского, «вылетает» на метле Баба Яга, «летает» по кругу.
Баба Яга: как это закрывается? А я? А моя музыка? Мне Петр Ильич Чайковский посвятил самую лучшую пьесу и назвал моим именем «Баба Яга»!
Ведущая: конечно, как мы могли забыть? Такую забавную стремительную музыку, так и хочется полетать на метле.
Баба Яга: вот именно! Пока альбом не закрылся, давайте я вас прокачу на метелке.
Катанье на метле. «Баба Яга» П. И. Чайковского.
Баба Яга: ну мне пора, а следующий раз, будете музыку П. И. Чайковского слушать, не забудьте меня пригласить («улетает»).
Гномик: Бом, бом, бом, бом! закрывается альбом…
Ведущая: Прошло много лет, с тех пор как был написан «Детский альбом». Но и сейчас музыка из «Детского альбома» кажется нам удивительной и неповторимой. Посмотрите еще раз на портрет П. И. Чайковского и давайте навсегда сохраним чудесные звуки его произведений в памяти и в сердце.
Литература1. С. Романовский Детство П. И. Чайковского, М. 19832. Г. А. Прибегина Петр Ильич Чайковский, М. 19863. Ледяйкина Е. Г., Топникова Л. А. : Чудеса для малышей, Ярославль: Академия развития, 20074. Щербакова Н. : Музыкальный сундучок, М. : Обруч, 2012