Папки-передвижки

Музыкальная мастерская «Копилка хороводных игр»

ЕЛЕНА КОЖЕМЯКИНА
Музыкальная мастерская «Копилка хороводных игр»
▼ Скачать + Заказать документы

(1 слайд) Уважаемые родители и дорогие ребята! Сегодня в этот зимний февральский вечер я хочу познакомить вас с играми, в которые играли наши предки много лет назад. Некоторые игры дошли до нас несколько в другой форме и вы продолжаете играть в них.

- Скажите, в какие игры вы играете с друзьями? Скажите, какие игры вы знаете?

Публикация «Музыкальная мастерская „Копилка хороводных игр“» размещена в разделах

(2 сайд) Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие у них музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Музыкальное воспитание должно осуществляться и в детском саду, и дома, начинать можно с самого раннего возраста. Этот возраст является наиболее подходящим для воспитания любви к музыке и для обучения умению слушать мелодию, развитию движений и др.

Большая роль в этом принадлежит как музыкально-дидактическим играм, так и хороводным. Вот о хороводных играх мы сегодня и поговорим и не только.

(3 слайд) Хороводные игры дошкольников – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, становление их характера. Взрослые ведут ребёнка по пути познания мира, играя с ребёнком. Игра для ребёнка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. В игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребёнок должен уметь играть. Совместные игры помогают малышам понять законы общения в коллективе. Вот тут на помощь приходят хороводные игры. Без них не обходится ни один праздник.

Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму.

(4 слайд) Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:

• Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

• Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).

• Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

• Учат детей действовать вместе, сотрудничать.

• Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

(5 слайд) Немного истории

Веками хороводы являлись частью календарных обрядов. Также они были важным средством обучения молодого поколения танцевальному и поэтическому искусству. Содержание первых хороводных игр раскрывалось в сюжете песни, которую исполняли участники, передвигавшиеся по кругу. Такие песни могли рассказывать о любви парня и девушки, крестьянской работе, злой мачехе, охотнике, который ранил или убил зверя, зайке, воробушке или об оленихе, потерявшей своих детенышей. Движения, как правило, были незамысловатыми и полностью подчинялись ритму песни, которую исполняли участники хоровода. Главные исполнители находились в центре круга. Они вели диалог с участниками, двигающимися по кругу. Иногда содержание песни раскрывалось при помощи пантомимы.

В большинстве случаев хороводные игры исполнялись девочками. Хотя мальчики часто становились участниками хороводов в 14-15 лет. В таком возрасте они уже считали себя юношами и начинали больше интересоваться девушками. Недаром восточные славяне называли хороводом молодёжные игры, сопровождаемые особенным общим танцем. Историки же заявляют, что хоровод – это самый древний русский танец. В современном мире хороводные игры утратили своё былое значение и превратились в один из способов развития детей. Хотя до сих пор сохранились народные тексты, сопровождавшие эти игры.

(6 слайд) Владимир Иванович Даль в большом толковом словаре русского языка трактует хоровод так – круг, собрание молодёжи обоего пола, на вольном воздухе, для пения с плясками.

Хороводные пляски – медленные, более ходьба, не редко с подражанием в движениях словам песни.

Хороводные песни – особые протяжные, спокойные не громкие.

Содержание хоровода раскрывается песней. В связи с этим, текст имеет первоначальное значение и он диктует танцевальный рисунок хоровода в целом.

Хороводные игры можно условно разделить на 3 группы:

1) Хороводы, в которых отражаются трудовые процессы

(А мы просто сеяли)

2) Хороводы, где отражены семейно-бытовые отношения

(Бояре, мы к вам пришли)

3) Хороводы, в которых нашли выражение все патриотические чувства народа (воспеваются родные места)

(7 слайд) Может кто знает пословицы о хороводах?

1) С сумой ходить не хороводы водить.

2) Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

3) Хороводничать, не цепом молотить!

4) Хоровод заведёшь – песню споёшь, а придёт пора – работать пойдёшь.

(8 слайд) Скажите, от чего зависит размер хоровода, его ширина?

1) От количества человек

2) От сцепления рук

(Выбирают 3 человека для помощи.)

Руки в хороводе держали по разному:

1) не держась за руки

(плечо к плечу, друг за другом)

2) взявшись за руки внизу

3) взявшись за руки вверху

4) взявшись за спиной у пояса

5) положив ладони на плечи друг другу.

А вот шаги в хороводе были мелко-средние, соответственно

мелодии песни.

В хороводе так же важна роль ведущего, который является образцом для подражания или первым начинает движение в составлении хороводных фигур.

(9 слайд) Классификация игровых хороводов по типу движения

• СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ. В этом типе хоровода ярче всего разворачивается фантазия исполнителей главных ролей хоровода

• КРУГОВЫЕ. Круговые хороводы самые распространенные в России. И это не случайно. Ведь круг – это символ солнца, законченный круг жизни человека, тесным образом связанный по древним поверьям с миром наших предков. Игры: «Ах, ты мишка-медведь», «Заинька», «Пузырь», «Карусель»

• СТЕНКА НА СТЕНКУ. Такие хороводы берут свое начало от кулачных боев, когда молодые парни выстраивались «стеною» и «деревней» на «деревню» выходили меряться силами. Игры: «Бояре»,

• Четвертый тип игрового хоровода имитирует процесс ПЛЕТЕНИЯ, его иногда называют петлеобразным. Виды движения здесь встречаются самые разнообразные, каждый раз мы как бы наблюдаем за тончайшим переплетением узорной вязи. В этом типе хоровода сказывается тесная связь с народным традиционным бытом русской деревни – с прядением, ткачеством, вышивкой. Отсюда и богатство, и разнообразие движений. Игра «Капусточка»

Теперь нам потребуются ещё помощники.

- Выходи честной народ, будем водить хоровод.

(все выходят)

Для начала вспомним алгоритм ознакомления с хороводной игрой:

1) построение фигуры

2) распределение ролей

3) знакомство и заучивание текста

4) знакомство с движениями

5) отработка элементов

6) репетиция

7) непосредственно игра

Игра «Колпачок»

Цели: Обучение детей различным танцевальным движениям.

Воспитание дружеских отношений друг к другу. Содержание: дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами

«Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки

Красные сапожки

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцевать заставили»

Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:

«Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь»

Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка».

Игра «Золотые ворота»

Игра немного напоминает «Ручеек»

Играют большой компанией, чем больше народа, тем игра длиннее и веселее.

Правила игры: Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют «ворота» вместе с первыми «воротами».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

Хороводная игра "Мышки"

Описание игры: Дети делятся на две подгруппы ("Мышки" и детки")

Дети становятся в круг, держась за руки поднятые вверх как воротца, приговаривают текст песенки.

"Мышки" - бегают в круг и из круга.

Ах как мыши надоели.

Всё погрызли, всё поели,

Берегитесь же плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Как поставим мышеловки –

Переловим всех за раз!

Мышеловка закрывается.

Игра «Заводила».

В этой игре участвуют дети от 7-ми лет и молодёжь. Наиболее удобное количество участников — от 10-ти до 20-ти человек (при числе больше 30-ти или меньше 5-ти, играть уже затруднительно). Для игры не требуется много места.

Правила игры таковы: играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий (обычно вызвавшийся по желанию) отходит в сторону или закрывает глаза, так как не должен видеть, кого выберут заводилой (затейником). Задача заводилы — показывать различные движения, которые должны, тут же, не отставая от него, повторять остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить кому-то пальцем и т. д.

Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же «затевает» каждый раз новое движение. После того, как при нём сменилось три движения, водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него.

Если водящий ошибочно назовёт какого-либо участника заводилой, игра продолжается. Но после трёх ошибок водящий уходит из круга, и в это время выбирают нового заводилу (или могут, по желанию, оставить прежнего). Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролью. Правило: водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу, надо поворачиваться в разные стороны.

Игра «Бояре»

Играющие делятся на две группы, которые встают стенками друг против друга, держась под руки. «Стенка» парней — «бояр» подходит к «стенке» девушек -"боярынь" на первый куплет песни(«Бояры, а мы к вам пришли»); притопывают ногой и отходят на прежнее место («Молодые, а мы к вам пришли»). Следом подходит «стенка» девушек с пением («Бояры. вы зачем пришли») и отходят на своё место («Молодые, вы зачем пригали'»). Дальше следует поочередное движение стенок друг на друга, пока не кончатся слова игры.

В конце выбранная невеста бежит на стенку соперников, и если разбивает сцепленные руки, то остается у себя в команде, если же не разбивает, переходит в команду соперников.

Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, вы зачем пришли,

Молодые, вы зачем пришли.

Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила,

Молодые, а какая вам мила.

Бояре, нам вот эта мила,

Молодые, нам вот эта мила.

Бояре она дурочка у нас

Молодые она дурочка у нас.

Бояре, а мы плеточкой ее,

Молодые, а мы плеточкой ее.

Бояре она плеточки боится,

Молодые она плеточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим,

Молодые, а мы пряничка дадим.

Бояре у ней зубки болят,

Молодые у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведем,

Молодые, а мы к доктору сведем.

Бояре она доктора боится,

Молодые она доктора боится.

Бояре не валяйте дурака,

Отдавайте нам невесту навсегда

Игра «Капусточка»

Все встают в круг лицом друг к другу, ходят по кругу под музыку, водящий завивает капусточку.

Игра "Клубок"

Играющие, взявшись за руки, идут по кругу и поют:

"Клубок катится, нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле.

Нитка дале, дале, дале.

За клубочком погналась

И ниточка порвалась.

Исполняя песню, игроки закручиваются в «улитку», пока не соберутся все в большой «клубок». Затем впереди стоящий, заводящий, находит выход и раскручивает «клубок», чтобы опять получилась длинная «ниточка». Задача игроков крепко держаться за руки и двигаться в быстром темпе.

Вывод: Хоровод - это не просто подвижная игра, это приобщение детей к народной культуре, истории, традициям русского народа. Своей жизнеутверждающей основой, яркостью образов, музыкой хороводы вызывают у детей хорошее настроение, чувство защищенности, уверенность в себе, развивают коммуникативные навыки и творческое воображение.

Хороводные игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали в повседневной жизни детей и взрослых.

Уважаемые родители и дети, если вам понравилась наша встреча, и вы провели время с пользой, поставьте розочку в красную вазу, ну и скажите, что именно вам понравилось. А если вам что-то не понравилось или было не интересно, только зря провели время, то цветочек поставьте в синюю вазу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека хороводных игр Цель - развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать.

Картотека хороводных игр Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание.

Картотека хороводных игр Картотека «Хороводные игры и хороводы» Каравай Как на Машины именины Испекли мы каравай: Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно.

Картотека подвижных хороводных игр Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ СЕНТЯБРЬ 1-2 неделя Большие.

Конспект досуга «Музыкальная мастерская» в старшей и подготовительной группеКонспект досуга «Музыкальная мастерская» в старшей и подготовительной группе Тема: “Музыкальная мастерская” Аннотация: Конспект подготовлен к проведению музыкального досуга с детьми старшего дошкольного возраста (5-7.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Музыкальная мастерская» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Музыкальная мастерская. Изготовление скрипки своими.

Копилка дидактических игр по ФЭМП «Лягушонок»Копилка дидактических игр по ФЭМП «Лягушонок» Предлагаемые дидактические игры направлены на обеспечение накопления представлений о форме, цвете и величине предметов, а также развитие.

Методическая копилка дидактических игр Дидактические игры Дидактическая игра «Чей домик?» Цель: Учить детей определять, кто в каком домике живёт, сравнивать домики, развивать.

Методическая копилка речевых игр Данная подборка речевых игр направлена на развитие звуковой стороны речи дошкольников на разных возрастных этапах. Младший дошкольный.

Музыкальная копилка «Веселые игры на празднике 8 Марта» Веселые игры на празднике 8 марта Подои корову Для игры нужны перчатки резиновые, на пальчиках сделать небольшие дырочки. Ход игры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная мастерская «Копилка хороводных игр»
Опубликовано: 1 марта 2019 в 19:26
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальная мастерская «Копилка хороводных игр»» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА КОЖЕМЯКИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД