Приложение МААМ

Методическая копилка речевых игр

Светлана Корчагина
Методическая копилка речевых игр
▼ Скачать + Заказать документы

Данная подборка речевых игр направлена на развитие звуковой стороны речи дошкольников на разных возрастных этапах.

Младший дошкольный возраст: (Игры для развития артикуляционного аппарата; упражнения на развитие слухового внимания и интонационнои выразительности; упражнения на отработку дикции; игры и упражнения для решения нескольких речевых задач)

Публикация «Методическая копилка речевых игр» размещена в разделах

Средний дошкольный возраст;

Старший дошкольный возраст;

Предшкольный возраст.

Методическая копилка речевых игр

Развитие звуковои стороны речи дошкольников

Младший дошкольный возраст

Игры для развития артикуляционного аппарата.

Дудочка и колокольчик

Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик. Дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь». Педагог показывает детям инструменты, дети изображают, как они звучат. Через повторение сочетании «ду-ду» и «динь-динь» закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

«Угадаи, что звучит», «Скажи, кто как кричит»

Эти игры можно проводить с использованием игрушек. Педагог показывает игрушку-зверушку, дети изображают, как она «кричит» :

— Как кричит лягушка (гусь, утка, петушок?

Можно и наоборот: педагог изображает «крик» животного, а дети находят это животное в ряду игрушек:

— Кто кричит ку-ка-ре-ку (ква-ква, кря-кря?

«Кто топает?»

В этои игре дети сначала рассматривают большого Мишку и маленького медвежонка Мишутку. Затем воспитатель предлагает детям громко произнести: «ТОП-ТОП-ТОП!». Так топает взрослыи медведь. А если произнести тихонько: «Топ-топ-топ», значит, топает Мишутка.

Сначала воспитатель произносит слова с разнои громкостью и высотои голоса, а дети отгадывают, «кто идет». Затем можно предложить детям (по очереди) «загадать» Мишку или Мишутку.

По этому принципу можно придумать много похожих игр. Например, педагог прячет игрушки за ширму, произносит за них разные слова, а дети угадывают, кто с ними разговаривает.

У Г. А. Тумаковои есть много игр и упражнении, которые показывают детям, что слова бывают разные, короткие и длинные, звучат они все по-разному и произносить их можно громко-тихо- шепотом, быстро-умеренно— медленно. Такие упражнения можно проводить со звукоподражаниями (кап-кап, топ-топ) и с любыми звуковыми сочетаниями.

Упражнения на развитие слухового внимания и интонационнои выразительности

На барабане — барабанят, на дудочке — гудят

Рассматривая музыкальные инструменты, дети называют, что на барабане — барабанят, на дудочке — дудят.

Затем дети закрывают глаза, а педагог ударяет по барабану барабанными палочками:

— Что заичик делает?

— Барабанит.

— Как он барабанит?

— Громко (тихо).

После того, как дети научились определять на слух звучание

разных музыкальных игрушек и инструментов, педагог организовывает игры на определение местонахождения звучащего предмета (далеко, близко).

Новые вопросы: «Что заичик делал с барабаном?», «Что можно делать с дудочкои?» — заставляют детеи находить разные грамматические формы прошедшего времени (барабанил, инфинитива (в дудочку можно дудеть). Параллельно даются задания на выработку правильнои интонации. Педагог предлагает ребенку: «Спроси у Димы, умеет ли он играть на гармошке?». Если ребенок передает вопросительную интонацию («Дима, ты играешь на гармошке?», ему задается новыи вопрос, а он находит интонацию ответа. Такие задания побуждают ребенка искать как необходимую грамматическую форму, так и интонацию.

Упражнения на отработку дикции

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала.

Это шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»,

потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»,

упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата», взрослыи предлагает выполнить ряд задании: четко произнести фразы со звуками Ш и Ж:

«Ша-ша-ша — мы купаем малыша»;

«Шу-шу-шу — дам грибочек малышу»; «Ши-ши-ши — где гуляют малыши?»;

«Жа-жа-жа — мы увидели ежа»;

«Жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу?»;

«Жи-жи-жи — где грибы берут ежи?».

Такие упражнения можно сопровождать деиствиями с игрушками. Они помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Игры и упражнения для решения нескольких речевых задач

Формирование произносительнои стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах, работа над всеми элементами звуковои культуры речи) осуществляется на каждом занятии в сочетании с решением других речевых задач.

Потанцуи нам, кукла!

Дети должны предложить Мишке (кукле, заицу) потанцевать (побарабанить, попеть, подудеть и т. д.). Задание направлено на употребление повелительнои формы глагола. (Часто маленькие дети вместо правильного «потанцуи» говорят «потанцеваи!».)

Чеи это голос?

Для этои игры понадобятся игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. Если подбор игрушек вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая детеи к совместнои деятельности.

В гости к детям приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Дети должны угадать, чеи голос они услышат.

— Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка.)

— А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.)

— У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу- мяу.)

— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.)

— А кто у нее детеныш? (Теленок.)

— Каким голосом он мычит? (Тоненьким.)

— Теперь еще раз послушаите и угадаите, кто это мычит, корова или теленок.

— Ква-ква — чеи это грубыи голос? (Лягушки.)

— А кто квакает тоненько? (Лягушонок.)

— Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш

квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Можно предложить детям правильно позвать игрушку, тогда

с ними можно поиграть («Лягушонок, иди к нам». «Утенок, по- играи со мнои».)

Составление связного рассказа

Игры нужно выстраивать в такои последовательности, чтобы в них сначала уточнялись деиствия персонажеи (заяц барабанит, Мишка дудит, кукла танцует, одновременно с этим осознавались такие элементы звуковои культуры речи, как сила звучания (тихо — громко, темп речи (быстро — медленно, интонация (спроси — ответь). А в конце дети вместе с педагогом составляют связныи рассказ по освоеннои теме:

«Собрались друзья (поиграть). Заяц взял (барабан) и стал (барабанить). Мишке понравилась (дудочка). Он начал (дудеть) и сказал кукле: («Потанцуи!»). Кукла пошла (танцевать). Всем было (весело)».

Затем вместо уже названных персонажеи называются другие, и рассказ составляется снова.

В совместном рассказе уточняются представления ребенка о структуре высказывания и о способах связи между его частями.

Средний дошкольный возраст

Игра «Наиди первыи звук»

Для этои игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательными являются слон и собака. Взрослыи предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука с (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука с, то взрослыи произносит это слово, выделяя каждыи звук, например, кооош- шшкааа.

Взрослыи сажает в машину гуся, машина не едет.

— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук [с'], а не [с]. Развитыи речевои слух дает возможность детям различать

повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах. Приведем примеры таких игр.

Игра «Громко — шепотом», «Быстро — медленно»

Взрослыи говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется с разнои силои звука: громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивиду- ально).

— Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: «Са- са-са —. (там летит оса), «Су-су-су —. (как прогнать осу?», «я боюсь осу»).

Особое внимание уделяется интонационнои выразительности речи. Детеи учат в инсценировках говорить разными голосами и использовать разную интонацию (повествовательную, вопросительную, восклицательную). Для выработки хорошеи дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальныи материал — чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, которые произносятся детьми с разнои силои голоса и в различном темпе.

При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли за- данныи звук в отгадке.

«Как говорит Таня?»

Взрослыи берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домои и слышит: кто-то жалобно мяукает. Вот так: «Мяу-мяу!» (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет слова «Мяу-мяу!»). Взяла Таня котенка на руки, принесла домои, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал. Вот так: «Мяу-мяу!» (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито. Вот так: «Мяу-мяу!» (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело мяукать и лаять».

Затем ребенок рассказывает всю историю самостоятельно, передавая интонации, требуемые содержанием текста. Взрослыи, в случае необходимости, помогает отдельным словом или предложением.

Старший дошкольный возраст

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение:

Заичик-заичик, где гулял? — На полянке танцевал!

Где ты, белочка, скакала? — Я орешки собирала!

Эи, зверята, где вы были? — Мы грибы ежам носили.

Предшкольный возраст

«Что такое звук, слово, предложение?»

Педагог спрашивает детеи: «Какие звуки вы знаете? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово стол? (Предмет мебели.).

— Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы говорим: «Что значит (или обозначает) слово. ?»

Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

— Как мы различаем друг друга?

— По именам.

— Назовите имена своих родителеи, родных и близких.

— У кого в доме есть кошка? собака?

— Как их зовут?

— У людеи имена, а у животных. (клички).

— У каждои вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг

и скажите, что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? Спать? Ездить?

Игра «Почему так называют»

Педагог предлагает детям слова: пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Дети должны объяснить, для чего нужны эти предметы и почему они так называются.

Упражнение «Имя буквы»

«У каждои буквы тоже есть свое имя. Какие буквы вы знаете? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится). Из букв мы складываем слоги и слова.

— Подоидите ко мне, дети, у которых имя начинается на гласныи звук [а] (Аня, Андреи, Антон, Алеша).

— А с какого звука начинаются имена — Ира, Игорь, Инна?

— Подоидите ко мне дети, у которых имя начинается на твердыи согласныи (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя).

— На мягкии согласныи (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Люба).

Упражнение «Один — много»

Для этого упражнения необходимы соответствующие картинки или предметы.

— Это. шар, а это. (шары).

— Здесь много. (шаров).

— Какие шары? (Красные, синие, зеленые.)

— Как одним словом сказать, что все шары разного цвета?

(Разноцветные.)

— Это. мак, а это. (маки).

— В букете много. (маков).

— Какие они? (красные).

— Что еще бывает красным?

— Как вы понимаете выражение «красная девица»?

— Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?

Отгадаите загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это. лук.

— Лук какои? (Желтыи, сочныи, горькии, полезныи.) — В корзине много чего? (Лука.)

— Подбери слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар,

мак (лак, рак,

лук (жук, бук).

— С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? ([ш], [м], [л].)

— Сколько слогов в этих словах? (В словах шар, мак, лук один слог.)

Задание ко всем названным словам:

1. Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?

2. Подбери слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла); мишка (мышка, шишка); ложка (ножка, кошка).

А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек).

Упражнение «Наиди звук»

— Назови слова с одним слогом. С двумя слогами.

— Сколько слогов в слове цыпленок? (Слово жук состоит из одного слога, шуба, шапка, жаба, забор, цапля — из двух, цыпленок — из трех.)

— Придумаи слова, которые начинаются с одинакового звука. Что это за звук?

(Слова шапка и шуба начинаются со звука [ш], слова жук и жаба — со звука [ж], слова забор, замок — со звука [з], слова цыпленок, цапля — со звука [ц].)

— Назови овощи, фрукты и ягоды, в которых есть звук [р] (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина, [р'] (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос, [л] (баклажан, яблоко, кизил, [л'] (малина, лимон, апельсин, слива).

— Опиши нам ягоду, фрукт или овощ, которыи ты больше всего любишь, а мы отгадаем, что это за фрукт. («Он круглыи, красныи, сочныи, вкусныи. Это мои любимыи. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых. Это мои любимыи фрукт. гранат».)

Упражнение «Картина — корзина»

Дети рассматривают картинки с изображением картины, ракеты, лягушки.

Если таких картинок в группе нет, воспитатель просто называет слова.

— Сколько слогов в словах картина, лягушка, ракета? (Три.)

— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: картина (корзина, машина, лягушка (подушка, кадушка, ракета (конфета, котлета, вертолет (самолет, береза (мимоза).

— Что делает лягушка? (Прыгает, плавает.) Что делает ракета? (Летит, мчится.) Что делает картина? (Висит.)

Дети произносят все слова и говорят, что у каждого из этих слов по три слога.

Упражнение «Едем, летим, плывем»

Воспитатель рассматривает с детьми шесть картинок с изображением транспортных средств: вертолета, самолета, автобуса, троллеибуса, теплохода, трамвая.

— Как назвать все, что изображено на картинках, одним словом? (Транспорт.)

— Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова трамваи, три слога).

— Какои звук встречается во всех этих словах в начале, сере- дине, конце слова? (Звук т встречается в начале слов троллеибус, теплоход, трамваи, в середине слов вертолет, автобус, в конце слов вертолет, самолет.)

— Составь предложение с любым словом. (Самолет летит быстро.)

— Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.)

— Скажи, что ездит? (Автобус, троллеибус, трамваи.)

— Скажи, что плывет? (Теплоход.)

— Угадаи по первому и последнему звуку, какои вид транс-

порта я задумала: Т-С (троллеибус, А-С (автобус, С-Т (само- лет, В-Т (вертолет) М-О (метро, Т-И (такси).

Упражнение «Коза — стрекоза»

Дети рассматривают рисунки с изображением чашки, козы, кошки, барсука, самовара, ромашки, стрекозы, лукошка, шины, машины, сука, пара.

— Подберите пары слов, похожих по звучанию. (Чашка — ромашка, коза — стрекоза, кошка — лукошко, сук — барсук, пар — самовар, шина — машина.)

— Назовите слова, в которых один слог, два и три слога. (В словах пар, сук — один слог, в словах чашка, коза, шина, кошка, барсук — два слога, в словах самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, машина — по три слога.)

Возможен такои вариант: одна группа детеи подбирает сходно звучащие пары слов: чашка — ромашка, коза — стрекоза, кошка — лукошко, сук — барсук, шина — машина, пар — самовар. Другие дети называют, сколько слогов в каждом слове из названнои пары.

— Закончите фразу, чтобы получилось складно:

Я поехал на машине — (у меня порвалась шина);

побежал за стрекозои. (тут же встретился с козои);

я разбил сегодня чашку. (и сорвал в лесу ромашку); зацепился я за сук. (а под ним сидел барсук);

под столом лежала кошка. (рядом с неи стоит лукошко).

Упражнение «Игла — пила»

— В словах шар, мак, жук, лук, рак, пар — по одному слогу; а

сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?

— Какие иглы ты знаешь? Какие предметы мы называем этим

словом? (Игла у ежа, у елки, сосны, лиственницы.) — Чем все иглы похожи? (Все иглы острые.)

— У елки иглы какие? (Еловые.)

— А у сосны какие? (Сосновые.)

— Чем отличаются иглы елки от игл сосны? Отвечаи поскореи, какие из них длиннеи? (Сосновые.)

— А чем отличаются иглы елки и лиственницы? (Еловые иглы твердые, жесткие, а лиственные мягкие.)

— А еще какие иглы вы знаете? (Швеиные.)

— Как можно сказать про швеиную иглу, какая она? (Длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая.)

— Что делают швеинои иглои? (Ею шьют.)

— Что шьют швеинои иглои? (Одежду.)

— А еще что можно делать швеинои иглои? (Шить, вышивать,

зашивать, подшивать, штопать.)

— Одна — игла, а много —. ? Продолжи фразу: у нас много..

Литература

1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детскои речи. Спб: «Детство- Пресс», 2007.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения дошкольников родному языку. М., 1997.

3. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.

4. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. : «Мозаика- Синтез», 2005.

5. Придумаи слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М. : «Сфера», 2008.

Публикации по теме:

Использование коррекционно-речевых игр с учетом гендерных особенностей у детей с ОВЗ Слайд 1 Уважаемые коллеги! В настоящее время становится актуальным разное воспитание детей в зависимости от пола с учетом их физиологических.

Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений «Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений» Е. Н. Лукьянчикова, воспитатель.

Роль дидактических речевых игр в работе учителя-логопедаРоль дидактических речевых игр в работе учителя-логопеда В настоящее время достаточно большой процент детей, как в детском саду, так и в школе нуждается в логопедической помощи, т. к. имеет выраженные.

Использование речевых игр с детьми младшего дошкольного возраста Использование речевых игр с детьми младшего дошкольного возраста Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский.

Картотека речевых и подвижных игр для детей 3–4 лет Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе» Мы стоим на огороде, Удивляемся природе. Вот салат, а здесь укроп. Там морковь.

Картотека речевых игр Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй».

Картотека речевых игр по лексическим темам для обогащения работы в детском саду. Часть 1 К учебному году мы совместно с учителем-логопедом составляем план содержания образовательной работы. Каждая неделя посвящена какой-то лексической.

Конспект занятия по развитию речи посредством речевых и театрализованных игр «В гостях у сказки» «В гостях у сказки». Цель: развитие диалогической и монологической речи посредством речевых и театрализованных игр. Задачи: • Закрепить.

Методическая копилка дидактических игр Дидактические игры Дидактическая игра «Чей домик?» Цель: Учить детей определять, кто в каком домике живёт, сравнивать домики, развивать.

Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе Для детей с ОВЗ Лексические темы,игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая копилка речевых игр
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 19:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая копилка речевых игр» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Корчагина (УИ 1515092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД