Ольга Паникаровская
Музыкальная импровизация как метод позитивной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование для проведения данного мастер-класса:
- аудио запись музыкального произведения Индо еу (Португалия);
- презентация к мастер-классу;
- проектор, ноутбук, экран;
- самодельные музыкальные инструменты: бумажные султанчики, несколько пластмассовых крышек от бутылочек, газеты, деревянные палочки, маракасы из коробочек от «киндеров», связка ключей, пара железных палочек, воздушный шарик (надут небольшого размера, алюминевая (железная) кастрюля, 2 железные крышки, пластиковые стаканы, наполненные водой, столько же палочек для коктеля, пустая стеклянная бутылка, птичка-свистулька, пара стеклянных бокалов (на дне немного воды, чтобы смочить палец).
Публикация «Музыкальная импровизация как метод позитивной социализации дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Слайд 1
- Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вам поближе познакомиться, а для этого попрошу всех встать в круг. (После того как все встали в круг)
- Предлагаю ритмическую игру «Давайте познакомимся».
Слайд 2
Задачи:
- способствовать преодолению стеснительности, повышению уверенности в себе;
- развивать чувство ритма, внимания.
Ход игры:
Выполняем 2 хлопка в ладоши и разводим руки в стороны. Когда разводим руки, первый из педагогов называет своё имя. Снова 2 хлопка в ладоши, руки в стороны и своё имя называет следующий, стоящий по кругу справа от первого и т. д. Игра заканчивается, когда все назовут свои имена.
Игры с именами дают возможность избавиться от робости и ощутить свою значимость в коллективе.
Музыкально-ритмическая игра: «Делай как я»
- В этой игре, мы будем использовать телесные инструменты: хлопки, шлепки, притопы, щелчки и др. Эти инструменты своего тела в музыкальной педагогике называются «звучащими жестами».
Слайд 3
Задачи:
- создать атмосферу доверия и комфорта;
- развивать чувство ритма, координацию движений.
Ход игры:
Первый раз выполняем с названием «звучащих жестов», затем 2 раза под музыку.
Все стоят в кругу. Педагог показывает различные инструменты на теле, которые все повторяют с речевой поддержкой (хлоп – хлоп, шлёп – шлёп, топ – топ, щёлк, чок)
Игра своего тела звуками есть первая бессознательная импровизация ребёнка, поэтому «звучащие» жесты (хлопки, шлепки, притопы, щелчки и др.) являются самым эффективным средством развития чувства ритма.
Это же выполняем под музыку Индо еу (Португалия) (фонограмма)
Выученные движения этой игры используем в игре-приветствии.
Музыкально – ритмическая игра «Приветствие».
Слайд 4
Задачи:
- формировать доброжелательные отношения между детьми;
- развивать чувство ритма, координации движений, умения
согласовывать свои действия с действиями партнёров.
Ход игры:
Под музыку Индо еу (Португалия (вступление) – используем выученные «звучащие» жесты. 1 часть музыкального произведения - все врассыпную двигаются по залу. В конце первой части находят дружочка и приветствуют друг друга: 3 хлопка обеими ладошками по ладошкам дружочка, 3 шлепка обеими ладошками по своим коленям, 3 хлопка обеими ладошками по плечам дружочка и машут друг другу правой рукой – «прощаются». При повторении музыки движения повторяются, с другим партнёром.
Приветственные игры помогают детям овладеть начальными навыками культуры общения. Такие игры можно использовать в качестве ритуальных – включать одну и ту же игру в течение продолжительного времени в определённый режимный момент.
Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками.
Слайд 5
Задачи:
- создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей
инструментов и исполнительских приёмов на них;
- устанавливать в сознании детей связь между звуками и
их возможным смыслом;
- развивать способность к моментальной импровизации.
Предлагаю педагогам выбрать любые понравившиеся им инструменты, приготовленные на столе. Прошу встать полукругом, лицом к зрителям
Даю несколько секунд для индивидуального исследования своего инструмента (какие звуки там «живут» и как можно поиграть).
Сейчас мы озвучим с вами замечательное стихотворение Э. Фарджен «Утренние звуки»
Ход игры:
Читаю стихи и подсказываю жестом порядок вступления инструментов, которые должны звучать в момент чтения соответствующей строчки.
С утра спозаранку я слышу во сне,
Как с улицы звуки стучатся ко мне!
Шаги почтальона (игра пластмассовыми крышками от бутылок,
Шуршанье газет (шуршать бумагой или газетой,
И ветра, и веток привет и ответ (игра бумажными султанчиками и деревянными палочками)
Подков лошадиных размеренный звон (игра на металлических палочках,
Скрипучих повозок кряхтенье и стон (игра на маракасах из коробочек от «киндеров» и проведение рукой по надутому воздушному шарику)
И голос молочницы издалека (игра на металлических крышках,
И грохот бидонов (игра по дну перевёрнутой металлической кастрюли палочкой,
И плеск молока (дуть через пластмассовую трубочку в стакан с водой).
Я слышу мычание сонных коров (все произносят Му - у! Му – у - у! Му – у – у! Му – у – у – у,
Как будто дыханье далёких лугов (дуть в пустую бутылку).
Но звуки всё громче:
Лай (игра на связке ключей,
Щебет (игра на детской свистульке-птичке,
Возня (игра на маракасах из коробочек от «киндеров», и надутом воздушном шарике,
И солнце сквозь ставни находит меня (водим по краю стеклянного бокала влажным пальцем)
И шепчет: «Глаза поскорее протри! (водим по краю стеклянного бокала влажным пальцем)
Довольно подслушивать, встань (игра на металлических крышках, деревянными палочками, на связке ключей, пластмассовыми крышками от бутылочек, металлическими палочками)
И смотри!» (шуршать газетой, бумажными султанчиками, игра на маракасах из коробочек от «киндеров», дуть через пластмассовую трубочку в стакан с водой, игра на детской свистульке, водим по влажному краю бокала пальцем)
Закончить игрой деревянными палочками и игрой по дну перевёрнутой металлической кастрюли.
Слайд 6
Главная ценность игр со звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путём к импровизации, а так же способствует организации эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, формированию чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений.
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
1. Картушина М. Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 176 с.
2. Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Учебно-методическое пособие. СПб. : ЛОИРО, 2003. – 100 с.
3. Тютюнникова Т. Э. Зазеркалье. Учебное пособие по элементарному музицированию и начальному музыкальному воспитанию для старших воспитателей, музыкальных руководителей, учителей музыки.
4. Орф-фокус 2015. Сборник Российской Орф-Шулверк Ассоциации. – Педагогическое общество России, 2016. – 56 с. : ил.