Юлия Ямакова
Конспект музыкальной гостиной в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка, сказка, приходи! Сценарий зимней музыкальной гостиной
Участники
Дети старших и подготовительных к школе групп, музыкальный руководитель, воспитатель группы.
Цель
Организовать зимнее музыкальное занятие.
Задачи
Публикация «Конспект музыкальной гостиной в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать ассоциативно-образное мышление. Побуждать детей выражать свои впечатления и чувства от музыкальных произведений в исполнительской, творческой деятельности. Развивать коммуникативные навыки.
Материалы
Музыкальное сопровождение : «Сказка, сказка, приходи», муз. и сл. Е. Соколовой, музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Оборудование
Компьютер, проектор, экран для презентации, колонки. Фортепиано, детские музыкальные инструменты. Атрибуты для игры-ряжения в Рождественский бал: лошадки на палочке, куклы, шляпки, разноцветные шарфики и газовые платочки. Маленькие картинки зимней природы, Щелкунчика, наряженной елки. Клей или двусторонний скотч.
Примерное время
40 минут.
Подготовительная работа
Предварительно прочтите с детьми сказку «Щелкунчик и Мышиный король» Э. Гофмана или расскажите ребятам ее содержание. Покажите фрагменты балета-сказки «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Расскажите, как устроены ребусы, и потренируйтесь их разгадывать. Разучите песню «Сказка, сказка, приходи», муз. и сл. Е. Соколовой. Подготовьте презентацию по сценарию. До занятия воспитатель группы может разыграть небольшую сценку: принести компакт-диск, показать ребятам, включить его, чтобы «узнать», что на нем. А на нем – балет П. И. Чайковского «Щелкунчик». В начале музыкальной гостиной история с диском станет проводником в музыку сказки.
Ход занятия
40 минут
Дети заходят в зал, встают в круг.
Музыкальный руководитель
Я очень рада вас видеть, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг другу улыбнемся и поздороваемся.
Поет.
Музыкальный руководитель
«Здравствуйте, ребята!»
Поют.
Дети
«Добрый, добрый день!»
Музыкальный руководитель
Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Я передаю улыбку Саше, а Саша передает свою улыбку…
Ребенок, которого называет музыкальный руководитель, продолжает. Так дети «передают» улыбку друг другу.
Воспитатель передает музыкальному руководителю диск.
Воспитатель
Мы с ребятами обнаружили этот диск в музыкальном уголке нашей группы, включили, услышали красивую музыку, но, к сожалению, не узнали ее.
Музыкальный руководитель
Что ж, давайте посмотрим, что это за диск и послушаем записанную на нем музыку. Ребята, вы хотите узнать, как она называется?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель
Тогда я приглашаю вас в сказочную страну музыки!
Дети садятся на ковер перед интерактивной доской или экраном проектора. На экране – слайд с изображением сказочного замка и воротами с большим замк м. Звучит музыка из балета «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель
Какой огромный зам к на воротах! Вам интересно, что там, за воротами этого сказочного замка? Сможете его открыть?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель
Давайте вместе подумаем, как нам его открыть? Может, есть волшебное слово?
Дети придумывают волшебные слова, чтобы открыть зам к. Воспитатель и музыкальный руководитель помогают. Когда волшебные слова подобраны, музыкальный руководитель продолжает.
Музыкальный руководитель
Зам чек, откройся, пожалуйста! Нам интересно, что ты скрываешь.
На экране появляется изображение скрипичного ключа.
Музыкальный руководитель
Ребята, вы знаете, что это за ключ?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель
И что означает появление этого ключа?
Дети догадываются, что скрипичный ключ – там, где музыка. А значит, волшебные слова нужно спеть.
Музыкальный руководитель
Сможете придумать мелодию?
Музыкальный руководитель организует детей на творческую деятельность. Дети придумывают мелодию к своим волшебным словам. Кто-то из детей, по желанию, поет придуманную песенку или напевает волшебные слова, затем поют все: «Зам чек, откройся, пожалуйста, что у тебя – покажи!» На экране – новый слайд: зам к открыт, за воротами – ребус.
Музыкальный руководитель
Ребята, сможете разгадать этот ребус?
Дети думают, свободно рассуждают, отгадывают слово в ребусе – «балет».
Музыкальный руководитель
Что такое балет, вы помните?
Музыкальный руководитель
Правильно, балет – это музыкальный спектакль, в котором артисты не говорят, не поют, а только танцуют. Но делают это так хорошо, что все, о чем рассказывается в сказке, становится понятным. Балет – это дружба музыки и танца. А вы, ребята, такие молодцы! Сочинили песенку, отгадали ребус. Благодаря этому мы – в Сказочной стране музыки!
На экране появляется портрет П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель
В балете «Щелкунчик» композитор Петр Ильич Чайковский музыкой рассказал о борьбе добра и зла. Нежное и доброе сердце героини этого балета – Мари – побеждает злые силы и освобождает от колдовства прекрасного юношу, которого колдунья превратила в Щелкунчика. А вы помните либретто этого балета?
На экране изображение Щелкунчика.
Музыкальный руководитель
А что такое либретто?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель
Правильно, это короткое изложение сюжета балета. А кто же такой Щелкунчик?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель
Да, Щелкунчик – это деревянная игрушка, которая умеет щелкать орехи. Послушайте стихотворение, которое написал поэт Игорь Обуховский про «Щелкунчика».
В огромном зале тихо гаснет свет…
И утихает громкий гул оваций.
И вот балет! Прекраснейший балет!
Щелкунчик, Маша, много декораций…
Я восхищаюсь: это мир другой!
Там так легки и грациозны дамы.
А вальс цветов… Он просто неземной!
Я в темноте схватил за руку маму.
Да, мне учиться поздно танцевать.
Но как балет мне сердце окрыляет!
И я отныне буду засыпать,
Себя прекрасным принцем представляя.
Ребята, я напомню вам сюжет первой сцены балета про Щелкунчика. Она называется «Рождественский праздник». Все происходит в старинном немецком городке, давным-давно, сто лет назад. Мы застаем героев вечером накануне Рождества. На улице оживленно и празднично. Ярко освещен дом Штальбаума – он ждет много гостей. Среди приглашенных на Рождественскую елку – старый чудак, изобретатель и мастер игрушек, друг детей Дроссельмейер.
На экране – праздничная елка в гостиной Штальбаума.
Музыкальный руководитель
Это гостиная в доме Штальбаума. Первыми появляются родители Мари и, увидев, что к празднику все готово, начинают кружиться в танце. Наконец, в гостиную входят дети. Они завороженно смотрят на елку. Елка зажигается веселыми разноцветными огоньками. Дети в восторге танцуют возле лесной красавицы. Давайте посмотрим фрагмент этой сцены в балете.
На экране – фрагмент первой сцены «Рождественский праздник» из балета «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель
Ребята, вы знаете, что каждый из нас слышит и чувствует музыку по-своему. Что вы услышали в этой музыке?
Дети отвечают, музыкальный руководитель помогает им, направляя вопросами.
Музыкальный руководитель
Какое настроение она передает? У вас бывает такое настроение, как в этой музыке? Сможете изобразить его в танце?
Танец «Рождественский праздник».
Музыкальный руководитель организует детей на творческую деятельность. Дети по желанию выбирают атрибуты для создания своего образа, музыканты – инструменты для оркестровки. В аудиозаписи звучит музыкальный фрагмент 1 й сцены балета «Щелкунчик». Кто-то из детей танцует, кто-то – подыгрывает на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель
Ребята, какие вы молодцы! Очень хорошо изобразили праздник, а музыканты слаженно играли в оркестре!
Дети рассаживаются перед экраном. На слайде – изображения оркестров: симфонического, духового и русских народных инструментов.
Музыкальный руководитель
Ребята, а как вы думаете, какой оркестр исполнил произведение, которое мы слушали и под которое танцевали?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель
Как вы догадались? Если бы вы были художниками, каким цветом вы бы нарисовали эту музыку?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель
Сказка про Щелкунчика – зимняя, волшебная. А как вы думаете, можно ли изобразить снег и вьюгу голосом? Давайте попробуем!
Выполняют фонопедическое упражнение «Снежинка».
Фонопедическое упражнение «Снежинка» (по методу В. Емельянова).
Музыкальный руководитель
Туча мягко покачивалась,
Баюкала снежинки вверх и вниз.
Дети выполняют голосом glissando на звук [у] от самого нижнего до самого верхнего.
Музыкальный руководитель
Проснувшись, снежинки прыгали
С тучи и летели на землю.
Поют короткие звуки «а» в разных регистрах.
Музыкальный руководитель
Метель поднимала снежинки.
Выполняют голосом glissando на звуки [а], [о], [у] вверх-вниз.
Музыкальный руководитель
И кружила их быстро-быстро!
И от ветра скрипели деревья.
Произносят звук [а] штробас, «скрипят» горлышком.
Музыкальный руководитель
Вот как здорово получилось! Ребята, а ведь мы с вами знаем песню о сказках. Давайте ее исполним?
Дети исполняют песню «Сказка, сказка, приходи» муз. и сл. Е. Соколовой. Можно петь и подыгрывать на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель
Вы очень проникновенно исполнили песню. Молодцы! Ребята, подойдите к столу. У нас есть шкатулка с разными изображениями. Здесь – картинки зимней природы, наряженной елки, игрушки Щелкунчика. Какую картинку вы хотите выбрать, чтобы наклеить на конверт нашего диска?
Дети совещаются, выбирают картинку, наклеивают на конверт диска.
Музыкальный руководитель
Теперь мы будем точно знать, что на этом диске и где нам искать балет про Щелкунчика. А мы, ребята, побывали с вами в Сказочной стране музыки! Что было самым трудным на занятии? А что было самым интересным?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель
Я предлагаю вам нарисовать дома музыку «Рождественский праздник» композитора Петра Ильича Чайковского.
Дети песенкой прощаются с музыкальным руководителем, пропевают «До свидания». Забирают с собой диск в музыкальный уголок группы.