коюшева анастасия
Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы. Знакомство с творчеством русского композитора Н. Римского-Корсакова
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы.
«Знакомство с творчеством русского композитора Н. Римского-Корсакова.
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Цель занятия:
Художественно-эстетическое развитие детей в области музыкальной культуры, расширение художественного кругозора, формирование духовно-нравственной культуры, взаимосвязь искусств (поэзии, музыки, изобразительного искусства, формирование мотивации ребенка к музыкальному творчеству.
Задачи:
Публикация «Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы, Знакомство с творчеством русского композитора Н, Римского-Корсакова» размещена в разделах
Продолжаем изучать такой жанр музыки как опера, знакомим с творчеством композиторов, художников; учим анализировать путем разбора музыкально-выразительных средств, умения не только чувствовать, но и понимать логику развития образов.
Предварительная работа:
Знакомство на занятии в разделе «Слушание», «Музыкально-ритмические движение» с РНП «Во саду ли, в огороде».
Презентация с портретами Н. Римского-Корсакова, А. Пушкина, М. Врубеля и его эскизы: «Царевна - Лебедь», «Тридцать три богатыря».
Аудиозаписи.
М. р. : Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной музыкой русского композитора Н. Римского-Корсакова, который написал немало опер, посвященных сказке. Две из которых были написаны на произведения А. С. Пушкина, фрагменты одной из них, а это опера «Сказка о царе Салтане», «Три чуда» мы прослушаем в нашей музыкальной гостиной. Сказка музыкальная. Что же в ней должно прозвучать так, чтобы музыка стала волшебной?
У каждого чуда есть своя неповторимая тема, написана ярко, со своим музыкальным инструментом, который подчеркнет своим тембром волшебство персонажа, сюжета. И предвосхищает каждое чудо торжественные фанфары медных духовых инструментов.
Знакомьтесь с первым чудом, «Белка»:
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».
Сейчас прозвучит тема Белочки, какой инструмент будет исполнять этого персонажа? (Далее после прослушивания анализируем с детьми характер звучания темы: танцевальная, веселая, грациозная, ласковая, озорная, теплая, светлая, игривая, задорная, бойкая. Вспоминаем знакомую, ранее прослушанную РНП «Во саду ли, в огороде», которую “с присвисточкой” пот белка).
Звуки “присвисточки” в опере воспроизводит флейта, что в переводе с итальянского языка означает «маленькая флейта». (анализируем с детьми звучание инструмента: яркий, острый, металлический звук, подчеркивающий быстрый и ловкий характер персонажа, сверкание золотых скорлупок. Сопровождаем беседу показом слайдов с репродукциями Врубеля).
Знакомьтесь, второе чудо: «Тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором».
А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И останутся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
(Проводим анализ звучащего фрагмента. На фоне грозного рокота морского прибоя звучит победный марш 33 богатырей и дядьки Черномора. Богатыри появляются из морской пучины постепенно, музыка звучит чуть слышно, но постепенно звук оркестра усиливается – это богатыри выходят всё ближе и ближе. А потом они вновь уйдут в морские дали, музыка постепенно становится тише. (С помощью каких средств муз. выразительности достигается образ богатырей, бурлящего моря: громкое звучание всего оркестра, выделяем медные духовые инструменты, быстрый, стремительный темп).
Звучат фанфары, возвещающие о третьем чуде. «Царевна – Лебедь».
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(И вновь анализируем фрагмент третьего чуда. В чем отличие этой музыки от предыдущих музыкальных отрывков? Мелодия отличается нежностью, прозрачностью, соло скрипки, переливы арф, струнных инструментов, звучание духовых инструментов, гобоя. Так появляется тема Царевны-Лебедь. И конечно уделить вниманию картине Врубеля «Царевна – Лебедь».
Прекрасно передан образ художником Врубелем: цветовая гамма холодных, светлых и пасмурных оттенков, интересен перьевой наряд Царевны, он парит над ней и над водой).
А сейчас я хочу предложить вам исполнить в движении под звучание «Царевны – Лебедь» образ этой сказочной птицы – человека. (Также обсудить исполненную ребятами импровизацию. Каким должны быть движения тела: резкие или плавные, быстрые или неторопливые).
Вот и наступило время окончания нашего небольшого путешествия по сказочной опере Н. Римского - Корсакова. Как ваше настроение? Какой из трех чудес вам больше понравился? Чем понравился? (Обсудить детские впечатления после прослушанного музыкального материала, просмотра эскизов художника М. Врубеля).
Мы можем тоже как художник М. Врубель передать красками свои переживания, чувства, фантазии красками на листе. Нарисуйте одного из полюбившегося вам персонажа оперы. (Ребята рисуют. Обсудить готовые работы. Похвалить за старание всех участников).