Владимир Николаев
Музыкальная дидактическая игра
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка «Оркестр шумовых инструментов»
5-7 лет
Пояснительная записка
Одна из самых актуальных и проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Начинать работу в данном направлении необходимо в дошкольном возрасте. Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах. Выдающиеся музыканты просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов, как к средству музыкального воспитания развиваем на занятиях кружка. Для его работы разработана авторская программа. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для занятии кружка отбираются более способные воспитанники.
Публикация «Музыкальная дидактическая игра» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2020
Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных.
Цель программы: развивать музыкальный ритм, память совершенствовать к овладению игре на шумовых музыкальных инструментах. Развивать интерес детей к музицированию на музыкальных инструментов.
Задачи: Формировать музыкальные способности : чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированности. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
Циклограмма занятий:
Оптимальное количество детей – 10
Частота проведения – 1 раз в неделю, во вторую половину дня
Продолжительность занятий 25 - 30 минут
Работу рекомендуется начинать с октября, после завершения адаптации и проведения диагностики по музыкальному воспитанию.
Принципы реализации программы:
В основу реализации программы положены следующие принципы
1. Принципы тематического планирования материала.
Знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов : ударные, духовые, струнные.
Знакомство с народными инструментами: сиксиир, иирэр дьа5а, бадьаайах, хабардьа, купсуур, мас хобо.
Знакомство с музыкальными инструментами народов мари.
2. Принципы наглядности.
Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, презентации.
3. Принципы последовательности.
Планирование изучаемого познавательного материала последовательно от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
4. Принципы занимательности. Принцип достижения цели.
Перспективный план
Месяц
Октябрь Тема Программное содержание Количество занятий
Введение Знакомство со звуками окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов. 2
Национальные инструменты Познакомиться с оркестром: сиксиир, иирэр дьа5а, бадьаайа5ай, хабардьа, купсуур. 1
Ударные инструменты Знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов : ударные. 1
Клавишные инструменты Познакомить детей с клавишным инструментами, правилам игры на детском синтезаторе 1
Длительности Познакомиться с понятиями: звуки высокие и низкие, долгие и короткие, 1
ноябрь Ударные инструменты Познакомиться с динамикой – громко и тихо играем на шумовых национальных инструментах на металлофоне. 1
Духовые инструменты Познакомить детей с духовыми инструментами: свистульки,блокфлейта,рожок- с правилами их применения. 1
Национальные инструменты Учимся прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок мелодии музыкальных фраз дополняем с металлофоном. Учимся играть в ансамбле.
1
Клавишные инструменты К шумовым нац. инструментам дополнительно вводим детские синтезаторы и играем в ансамбле. 1
Декабрь Слушание музыки, оркестр национальных инструментов Знакомство с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах. 1
Звучание музыкальных инструментов Познакомиться с пониманиями: музыкальные звуки. Различать звук различных инструментов на слух. 1
Шумовые инструменты
Знакомство с понятиями: сильная доля, пульс музыки, размер, пауза.
1
Духовые инструменты Продолжить обучение на блокфлейте 1
Январь Национальные инструменты Дополнительно разучивать якутские народные песни, в сопровождении национальных шумовых инструментов. 1
Духовые инструменты Учимся играть в оркестре : своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения в сопровождении блокфлейты. 1
Клавишные инструменты Продолжить обучение клавишных инструментах в сопровождении оркестра. 1
Февраль
Ознакомление
с инструментом
«Мас хобо» Продолжаем знакомиться с народным инструментом бережное пользование - мас хобо
1
Темп марша на ударных инструментах Учить ритмично ударять палочкой в ударные инструменты под звуки марша 1
Духовые инструменты Продолжить разучивание на блокфлейте повторить длительности нот. 1
Клавишные инструменты Индивидуальное обучение на синтезаторе. Сопровождение игры в композиции народной мелодии. 1
Март Народные инструменты,хомус Слушание музыки, введение игры на хомусе в сопровождении оркестра народных инструментов. 1
Народные инструменты Знакомство с национальными особенностями песен якутского народа, в сопровождении шумовых народных инструментов.
1
Игра в сопровождении инструментальной музыки Слушать вступление, заключение в инструментальном композиции.
Играть ритмично под музыку. 1
Выступление оркестром на утренниках 8-марта Игра “ Музыкальные инструменты”. .
Закрепить разучивание мелодии на 8 марта
Выступление на утреннике посвященному Международному женскому Дню 8 Марта. 1
Апрель
Слушание игры на других национальных инструментах
Познакомить с оркестром русских народных инструментов.
Слушание композиции на других инструментах
1
Народные шумовые инструменты Учимся передавать метрометрическую пульсацию и сильную долю.
Продолжаем учиться импровизировать на различных детских музыкальных инструментах. 1
Ударные инструменты Разучивание на металлофоне 1
Май Слушание музыки народов мира Знакомство с музыкальными инструментами народов мира сопровождать на шумовых инструментах учить импровизировать на инструментах. 1
Ритмическая игра на инструментах Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть. Игровое занятие. 1
Слушание симфонического оркестра Итоговое занятие. Закрепление и повторение пройденного материала. Диагностика детей. 1
Выступление на отчетном концерте Подготовка к отчетному концерту. 1
Использованные литературы:
1. Ю. А. Васильев, А. С. Широков «Рассказы о народных инструментах» М:. Советский композитор, 1996г.
2. «Энциклопедический словарь юного музыканта». Издательство «Педагогика», 2002г. Составители
В. В. Медушевский, О. О. Очаковская.
3. А. Клёнов «Там, где музыка живёт». Издате
4. Список используемой литературы
5. Брагинская Ж. И. Самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли и их
репертуар. – М., “Профиздат”, 2001г.
6. Браславский Д. Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных
ансамблей. – М., изд. “Советская Россия”, 1999г.
7. Говорушина М., Игонин В. Вопросы музыкальной педагогики. – Ленинград, изд.
“Музыка”, 2004г.
9. Литвак А. Г. Тифлопсихология. – М., “Просвещение”, 1985.
Оськина С. Е., Парнес Д. Г. Песенник – самоучитель аккомпанимента на балалайке. –
М., АСТ * Астрель. 2003.
10. Попонов В. Б. О переложении для русских народных инструментов. – М., изд.
11. Рязанов В. Русские народные инструментальные ансамбли и оркестры. – М., изд.
“Музыка”, 2006г.
12. Способин И. В. Музыкальная форма. – М., МузГИЗ, 2000г.
13. Сухоняева Е. Э. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-Дону, изд. “Феникс”,2002.
14. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., изд.